наверх
23.04.202411:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Несерьезная децентрализация налоговой системы

(обновлено: )38610
Министерство финансов Украины анонсирует на сентябрь начало процесса децентрализации налоговой системы. Финансовая независимость регионов является одной из главных составляющих общей реформы децентрализации, которую обещает власть.

Елена Дудко, РИА Новости Украина

Министерство финансов Украины анонсирует на сентябрь начало процесса децентрализации налоговой системы. Финансовая независимость регионов является одной из главных составляющих общей реформы децентрализации, которую обещает власть. Вместе с тем, скорее всего, ничего принципиально в этой сфере не изменится.

Фискальная нагрузка высока

"Украина тратит на здравоохранение, образование, социальную защиту граждан 22,6% ВВП, а на оборону вместе с охраной общественного порядка — 4,1% ВВП", — рассказал на пресс-конференции в понедельник замминистра финансов Денис Фудашкин.

Он признал, что в Украине фискальная нагрузка на граждан существенна. "Налоговые поступления составляют 25,7% ВВП в Украине. Если посмотреть на состав доходов государственного сектора, то налоговое поступления в структуре всех поступлений составляет 59,1%. Поступления Пенсионного фонда и других фондов составляет 12,3% ВВП, или 187 миллиардов гривен. Таким образом, мы имеем достаточно существенную фискальную нагрузку на ВВП Украины. Она в первую очередь связана с теми расходами, которые обеспечиваются государством", — заявил Фудашкин.

Сейчас Минфин готовит предложения правительству об отмены ряда налогов.

"Предлагаем отменить сбор за внедрение некоторых видов предпринимательской деятельности, которые сегодня платит 123 тысячи плательщиков, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности, рентную плату за транспортировку нефти и нефтепродуктов, сбор за место парковки транспортных средств, туристический сбор и сбор на развитие виноделия. Предлагаем экологический налог с топлива перевести в акцизный налог с нефтепродуктов. Сбор в виде целевой надбавки на действующий тариф на электрическую и тепловую энергию также планируем установить в виде акцизного налога", — рассказал чиновник. Кроме того, сбор за использование радиочастотного ресурса и специальное использование воды предлагается определить в налоговом кодексе как "рентные платежи".

Также министерство финансов согласовывает с правительством изменения в Налоговый кодекс, которые позволят определенной группе предпринимателей работать по упрощенной системе. "Министерством финансов Украины предлагается установить упрощенный режим налогообложения к субъектам, которые имеют годовой оборот не более 20 миллионов гривен. Сегодня из 14 958 субъектов под такие критерии подпадает 90,3%. То есть, на общую систему определения финансового результата и налогообложения прибыли будут переведены не более 10% субъектов хозяйствования", — отметил Фудашкин.

По его словам, Минфин также согласовывает с правительством систему фиксированного сельскохозяйственного налога.

Выполнение бюджета провалено

По словам президент Украинского аналитического центра Александра Охрименко, нынешние показатели, размещенные на сайте министерства финансов, отображают провал выполнения госбюджета 2014 года.

"На данный момент налог на прибыль собран лишь на 25%, на НДС – чуть больше, чем на 10%, а невозмещение НДС сейчас составляет больше 40%. Плюс у нас падение сбора импортных пошлин. По этой причине бюджет в этом году не выполнен. При этом налоговая сейчас «отжимает» бизнес, проводя проверки и вводя налог максимально на все, на что только можно, чтобы хотя бы как-то закрыть дырку в бюджете. Они хотят получить больше денег, но пока ничего – ведь везде хаос", — сказал эксперт в комментарии РИА Новости Украина.
Охрименко сомневается, что кабмин в нынешней ситуации пойдет на сокращение налогов.

"Ведь ничего не поменялось, и тенденций к сокращению нагрузки на бюджет Украины в связи с социальными выплатами нет. А после изменения в законодательство на сегодняшний момент кабмин имеет законное право не повышать пенсии и выплаты, не выплачивать пенсии «афганцам», детям войны и другим. Другими словами, на сегодня пенсии по возрасту еще как-то платятся, а по всему остальному —  разрешили на усмотрение платить или не платить", — отметил он.

Мнимая децентрализация

Правительство еще весной начала готовить реформу по децентрализации власти, которая должна умиротворить Восток.

Минфин заявляет, что в течение ближайших двух недель будут готовы новые изменения в Налоговый кодекс, в которых определение и сбор некоторых налогов будет передан на места.

"Завершается работа над самим текстом изменений, они уже направлены экспертам — аудиторским кампаниям и предоставлены для анализа экспертам в министерстве финансов. После этого мы еще раз обобщим текст предложений, и вынесем на общественное обсуждение. К сентябрю мы рассчитываем с экспертами полностью доработать изменения и вынести на рассмотрение кабмина", — сказал Денис Фудашкин на пресс-конференции.

Если изменения будут утверждены правительством и приняты в этом году Верховной Радой, они вступят в силу в 2015 году.

"Эти изменения не предусматривают увеличения совокупной фискальной нагрузки на экономику. Они являются трансформацией, которая позволит распределить нагрузку таким образом, чтобы совокупные фискальные нагрузки не увеличивались. Передача местным бюджетам возможности установления акцизного налога с конечной продажи и налогообложения недвижимости увеличит в совокупности поступления местных бюджетов примерно на 14 миллиардов гривен в год", — уточнил замминистра финансов.
Но то, что красиво выглядит в теории, может оказаться несостоятельным на практике.

"Все очень просто и нелепо до примитивности. Все понимают: то, что нам в правительстве предлагают в виде децентрализации, является несерьезным. Налог на недвижимость для местного бюджета – это очень маленькая сумма  и поднять этот налог выше очень сложно, потому что это – прямой налог, а не налог с оборота. Но даже если бы его подняли в два-три  раза, то это не особо поможет местной власти. Что касается акцизов, то тут же возникает масса ограничений. И если бы власть реально хотела передать финансовые полномочия на места, то она должна была бы отдать налог на прибыль. Вот это – реальная децентрализация. Но Киев на это не пойдет при любой власти. Так было и раньше — любая власть на такое не пойдет. Так что ничего сверхнового Минфин, правительство сейчас не предлагает", — заявил Александр Охрименко.

    Самое читаемое
      Темы дня