наверх
16.04.202414:34
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Слабость Яценюка, выгода Кремля и окончание АТО

Отставка премьер-министра Яценюка. (50)

(обновлено: )10408915
Политолог Юрий Рубан считает, что нынешняя ситуация выгодна президенту России Владимиру Путину, и отставка премьера - удачный шанс, чтобы этим воспользоваться.

Любовь Мельникова, РИА Новости Украина

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк подал в отставку. Об этом он заявил, выступая перед депутатами Верховной Рады на вечернем заседании в четверг. В качестве одной из причин своей отставки он назвал блокирование депутатами инициатив правительства, касающихся изменений в бюджет и реформы управления газотранспортной системой.

Впрочем, в пятницу стало понятно, что говорить о том, что правительство осталось без своего главы, пока рано. Спикер Александр Турчинов сообщил, что письменное заявление Яценюка отставке еще до Рады не дошло, а вот когда дойдет, тогда его и рассмотрят. Пока же исполнять обязанности главы правительства поручено вице-премьеру Владимиру Гройсману.

Яценюк повел себя безответственно

Эксперты неоднозначно оценивают отставку Яценюка.

По мнению политолога Владимира Фесенко, выступление Яценюка было эмоциональным и это можно понять — правительство работало в очень сложных условиях, а вот тезис о том, что Рада не поддерживает правительственные инициативы, было лишним и не оправдывает логику действий премьера.

"То, что вчера произошло, можно назвать мини-правительственным кризисом. Те, кто говорит, что это произошло внезапно — они говорят неправду. Уже в понедельник было известно, когда коалиция распадется. Тем более общество ждет перевыборов в парламент. Под первой частью выступления Яценюка я подписываюсь, это была эмоциональная, но правильная оценка ситуации, а дальше он сказал не всю правду: в частности, парламент действительно не поддерживает правительственные инициативы — ну и что? Надо распустить парламент. Надо работать так, чтобы появился новый парламент, с которым бы правительство смогло работать", — сказал политолог.

"Де факто, коалиции уже давно не существует. Неголосование за правительственные законопроекты — это свидетельство этого. Надо было просто это юридически оформить, но так, чтоб не помешать решению многих других законодательных вопросов. Вчера был выброс эмоций. Это призрак 2005 года. Не надо было допускать такого развития событий, проявления публичного конфликта между "партиями Майдана". За это — взаимная ответственность, не надо обвинять кого-то одного. Самая большая ошибка — публичное заявление Яценюка об отставке. Потому что формально Яценюк имеют право на отставку, да, это конституционное право, распад коалиции действительно ставит правительство в ситуацию не совсем удобную. Но нужно помнить, что на востоке страны идет война, и если в этой ситуации премьер, который говорил о правительстве камикадзе, уходит оттуда, он проявил политическую незрелость и безответственность. Это проявление некомандной игры — правительство остается, премьер уходит. Думаю, это проявление эмоций со стороны Арсения Петровича. Нервный срыв — я его понимаю с эмоциональной точки зрения. Но политик в статусе премьер-министра не может себе позволять таких поступков", сказал Фесенко.

Яценюк нацелился на выборы?

Политолог отметил, что просьба Турчинова к "УДАРу" и "Свободе" выдвинуть своих кандидатов на пост премьера противоречит закону. "Юридически сейчас не может быть никаких технических правительств и премьер-министров. То, что вчера Турчинов сказал — пусть "УДАР" и "Свобода" предлагают технического премьера, — это либо проявление некомпетентности, либо неправда. Кандидатуру премьера может предложить только новая коалиция, которой сейчас нет. Сейчас возникла двойная ситуация: де-юре, премьером остается Яценюк, де-факто сейчас и. о. премьера Владимир Гройсман. Нужно урегулировать эту ситуацию, которая, кстати, не прописана в Конституции", — сказал Фесенко.

Он не исключает и того, что в основе отставки Яценюка может лежать и политический расчет. "Тут, конечно, не только эмоции, а и просчет. Выборы уже неминуемы, и лучше на них идти без груза непопулярных политических решений", — отметил эксперт.

Новый премьер появится к зиме

По мнению Фесенко, сейчас важно восстановить деятельность парламента, а ждать нового премьера можно будет только в середине осени, после выборов в Верховную Раду.

"Сейчас Раде нужно принять отставку Яценюка, не нужно голосовать за Гройсмана, потому что он и.о. официально новый премьер у нас появится только после того, как появится новая парламентская коалиция, которая появится только после выборов в парламент. Сейчас нужно восстановить хотя бы относительное единство между "партиями Майдана". Как минимум, месяц еще будет работать Рада, надо увеличить количество пленарных недель, нужно провести немедленные консультации между и. о. премьера, президентом и главой парламента для урегулирования ситуации. Нужно восстановить управляемость системы власти. Нужно найти голоса в Раде и ратифицировать соглашение об ассоциации с ЕС, проголосовать за бюджетные законы, за изменения в закон о выборах. Надо понимать, что открытые списки могут быть только региональными, общенациональных открытых списков быть не может. Это по процедурным причинам нельзя реализовать. Но в условия аннексии Крыма и войны на Донбассе тогда нельзя будет провести выборы", — резюмировал Фесенко.

Коварство истории или украинское дежавю

Политолог Виталий Бала также считает, что в нынешних условиях отставка Яценюка была ошибкой, так как сразу лишает Украину возможности быть представленной на международной арене. "У нас сразу появляется нелегитимное правительство, которое не может нас представлять на международной арене. С момента, когда Порошенко подпишет указ о досрочных выборах, парламент сразу же становится хромым, то есть парламент будет заниматься уже выборами. Я думаю, что мы уже являемся свидетелями избирательной кампании и того, что узкопартийные интересы возобладали над государственными", — сказал эксперт.

По его словам, подобная ситуация уже была в новейшей истории Украины, в 2005 году. "Знаете, это дежа вю. 2005 год. Выходит Зинченко (бывший руководитель администрации Виктора Ющенко) на пресс-конференцию и обвиняет "любых друзив" в коррупции, но на самом деле, тогда он их обвинял в узурпации власти. И Порошенко в том числе. 2014 год — президент, это я знаю из кулуарных разговоров, хочет свое большинство в парламенте — свои 226 голосов, повторить "успехи" Януковича 2012 года", — рассказал Бала.

Окончание войны и выгоды Путина

Политолог Юрий Рубан считает, что нынешняя ситуация выгодна президенту России Владимиру Путину, и отставка премьера — удачный шанс, чтобы этим воспользоваться. "Сегодняшняя конструкция Рады, если на нее посмотреть, то мы может узнать, что Владимир Владимирович Путин уже собрал там 226 голосов. Хотим мы этого или нет. Знаменитая группа Курченко (покинувший Украину бизнесмен Сергей Курченко, возвысившийся во время президентства Виктора Януковича) — это факт нашей жизни", — сказал эксперт.

Также Рубан подчеркнул, что правительство надеялось на быстрое завершение АТО и поэтому не вело экономическую политику, соответствующую временам войны

"Важно сейчас вообще найти деньги на АТО, а распределить их будет намного легче. Правительство ориентировалось на то, что АТО быстро будет закончена. И таким образом можно добиться договоренностей с МВФ относительно сбалансированности бюджета, относительно тех или иных экономических маяков и так далее. Мне кажется, что война, которую мы деликатно называем АТО, она затянулась и пока не еще не видно признаков того, что она быстро закончится. В этой ситуации парадигма действий правительства совершенно другая может быть. Деньги — это нерв войны и не может быть, чтобы на войну не хватало денег, потому что там какой-то дефицит бюджета. Война — жестокая вещь, она означает не сбалансированность бюджета, а насыщение экономики тем количеством денег, которое нужно", — сказал он.

Владимир Фесенко считает, что финансировать АТО можно будет и дальше, если даже парламент не проголосует за такое решение. "Секвестра нет еще как такового. Рискну предположить, что если не удастся решить проблему секвестра бюджета де-юре через Верховную Раду, придется это делать де-факто ручным образом. Перераспределять средства вручную. Это решаемая проблема, но лучше это делать через парламент", — сказал он.

США могут дать денег на войну

В свою очередь Юрий Рубан подчеркнул, что МВФ не будет кредитовать Украину, которая воюет. В этом случае остается надеяться только на США. "Согласно уставу МВФ, они не знают, как работать со странами, которые находятся в состоянии войны. Нам тогда надо договариваться о военных кредитах, чтоб кто-то открывал нам кредитные линии для закупки нужного для войны оборудования и материалов. Ориентиры об этом уже даются. Не случайно в США говорят о том, что рассматривают закон об особом статусе союзника для Украины, о кредитовании "оборонки". Поэтому тут нужна совершенно другая экономическая политика", — отметил эксперт.

Самое читаемое
    Темы дня