Денис Селезнев, РИА Новости Украина
Любая авиакатастрофа, какой бы трагичной не были ее обстоятельства, рано или поздно будет экспертами скрупулезно и с определенной долей профессионального цинизма разложена по полочкам и составляющим со всеми "Зачем? Почему? От чего? Кто виноват?" Итак, начнем задавать вопросы.
ПОЧЕМУ ОН ТАМ ОКАЗАЛСЯ? Один из первых вопросов, который возникает в истории малайзийского Boeing – почему он оказался в зоне боевых действий? 8 июля Госавиаслужба Украины заявила о закрытии воздушного пространства Донбасса для гражданских самолетов. К этому моменту силы ПВО повстанцев сбили несколько самолетов, в том числе транспортный ИЛ-76. До начала июля, не смотря на то, что в регионе два месяца активно применялись ПЗРК и зенитные орудия, ограничений полетов фактически не было. Тем не менее и после 8 июля магистральным лайнерам, которые следуют над зоной боевых действий на высоте выше 8 тыс. метров, небо по-прежнему осталось открытым. Менее чем через неделю, 14 июля, в Луганской области был сбит транспортный самолет украинских ВВС АН-26, который находился на высоте около 6,5 тыс. метров. Это дало повод представителям украинских силовиков заявить, что самолет был сбит не из ПЗРК или зениток ополчения, а при помощи более серьезных средств ПВО. Тех самых, которых достают на 8 тысяч и выше. Однако, не смотря на это открытие украинских силовиков, Госавиаслужба в течение трех дней, прошедших до катастрофы малазийского лайнера, не прекратила полеты гражданских самолетов в регионе.
Самолет Malaysia Airlines, не единственный кто летал в эти дни над Донбассом. Регулярные рейсы из Европы, по-прежнему осуществляли иранские, пакистанские и другие авиакомпании. Архивные данные журналов полетов, они есть в широком доступе, свидетельствуют — и без особых указаний Госавиаслужбы Украины магистральные самолеты в большинстве случаев старались держаться подальше от эпицентра боевых действий. Не исключением стали и самолеты Boeing-777 Malaysia Airlines, которые, как минимум последние десять дней, совершая злосчастный рейс MAS17 Амстердам – Куала-Лумпур, проходили значительно южнее зоны активных боевых действий. Однако 17 июля малайзийский самолет отклонился на север от безопасного курса почти на 150 километров, оказался над зоной боёв, а вскоре падение его обломков, было зафиксировано наблюдателями на земле.
ПОЧЕМУ ОН УПАЛ? Все говорят о ракете, но есть и другие версии возможных причин падения Boeing.
Взрыв на борту и технические неполадки
Хотя в Украине многие уже поспешили заявить о том, что самолет был именно сбит, эту версию пока не спешат прямо подтверждать ни в США, ни в России, не в ЕС. В самом Евроконтроле, который обеспечивает наблюдение за полетами в Европе, пока расценивают авиакатастрофу как несчастный случай. Пока нет неопровержимых данных, причиной гибели Boeing-777 могут считаться различные внутренние факторы: взрыв, разгерметизация, потеря управления экипажем и т.д. В пользу технической версии катастрофы говорит хотя бы такой факт – слишком много времени прошло между потерей связи с самолетом и его падениям. Если бы попала ракета, то самолет вряд ли бы смог после этого, потеряв связь, пролететь так много — по разным подсчетам дистанция между утратой сигнала и падением обломков лайнера составляет от 80 до 110 км.
Косвенно в пользу внутреннего взрыва может говорить и то, что с самолетом такого же типа, той же компании совсем недавно уже был несчастный случай, природа которого не разгадана до сих пор. 8 марта пропала связь с самолетом, осуществлявшим рейс из Малайзии в Китай. Несмотря на продолжительные поиски, остатки самолета так и не были найдены и причины аварии остаются неизвестными. Не исключено, что катастрофа малайзийского самолета в зоне боевых действий может быть трагическим совпадением. Однако насколько адекватной окажется эта версия, может показать только следствие.
Сбит ракетой
И все же основной версией, по крайней мере, в Украине, остается версия поражения лайнерами средствами ПВО. Если она подтвердится, то это будет уже не первый случай в истории воздухоплавания. Стоит напомнить, что украинские ПВО в октябре 2001 года, во время учений, сбили пассажирский лайнер. Все 66 пассажиров и членов экипажа, которые находились на его борту, погибли. В 1993 году неподалеку от Сухуми ракетами из ПЗРК, выпущенными с абхазской стороны, были сбиты два самолета ТУ-134 и ТУ-154. Тогда погибли 27 и 132 человека соответственно. В 1988 году самолет А300 авиакомпании Iran Air был сбит американским крейсером Vincennes, который спутал пассажирский лайнер с истребителем ВВС Ирана. Погибло 290 человек.
Подобная участь, могла ожидать и малайзийский самолет в небе Донбасса.
ЧЕМ МОГЛИ СБИТЬ? Среди комплексов ПВО, которые были замечены в зоне боевых действий, наиболее вероятно поражение самолета ракетой ЗРК "Бук". Сам комплекс состоит из множества элементом, каждый из которых улучшает его характеристики и увеличивает возможности применения – радар, пункт управления огнем и т.д. Впрочем, при наличии хорошо обученного расчета, справиться с гражданским самолетом, можно и без дополнительных модулей. Самое главное — самоходная огневая установка на гусеничном ходу, которую зачастую и называют в СМИ ЗРК "Бук". Сама по себе эта установка способна уничтожать одиночные воздушные цели в автономном режиме на дистанции до 30 км. То есть вполне способна сбить лайнер, следующий на высоте 10 тыс. метров.
ЧЬЯ БЫЛА РАКЕТА? Похоже, что обе стороны конфликта могут иметь "Буки" в зоне катастрофы. Еще в марте Украина объявила о размещении на Донбассе, как минимум одного дивизиона ЗРК "Бук". В свою очередь, ополченцы заявляли о захвате "Буков" в полку ПВО ВСУ, располагавшегося в Донецке. Впрочем, Минобороны уже неоднократно заявляло, что не дало возможности ополченцам захватить тяжелую технику ПВО. О том же сегодня, не смотря на свои более ранние хвастливые заявления о захвате комплексов, говорят и представители "ДНР". "Буков" у нас нет", – говорят ополченцы. "Украинских "Буков" у них нет", — говорят украинские военные. Чувствуете разницу?!
ЧТО НАДО УЗНАТЬ? "Черные ящики" погибшего самолета могут пролить свет на состояние лайнера в последние минуты его жизни. Лишь изучив их, эксперты смогут выдвинуть версию — погиб ли самолет по внутренним причинам или стал жертвой зенитной ракеты. Ответить на этот вопрос также помогут обломки самолета, на которых могут остаться характерные следы поражения осколочно-фугасной ракеты "Бука" (дырки от стальных шаров или стержней) либо другого средства поражения. Кроме этого есть материалы спутникового наблюдения и воздушной разведки, которыми в первую очередь сейчас располагают США и Россия. Они могут ответить, был ли сбит самолет в результате пуска ракеты и откуда был произведен пуск. Таким же образом можно определить и тип установки осуществившей поражение объекта. Лишь после того, как все указанные данные окажутся в распоряжении следствия, можно ожидать каких-либо серьезных выводов о судьбе малайзийского самолета.
Это – основные этапы расследования. Но, судя по накалу страстей вокруг ситуации на Донбассе, политическую составляющую этого расследования вряд ли стоит сбрасывать со счета.