наверх
27.04.202405:31
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Крушение Boeing. Как будет проходить следствие

В небе над Украиной сбит малайзийский Boeing (447)

564352
Любая авиакатастрофа, какой бы трагичной не были ее обстоятельства, рано или поздно будет экспертами скрупулезно и с определенной долей профессионального цинизма разложена по полочкам и составляющим со всеми "Зачем? Почему? От чего? Кто виноват?" Итак, начнем задавать вопросы.

Денис Селезнев, РИА Новости Украина

Любая авиакатастрофа, какой бы трагичной не были ее обстоятельства, рано или поздно будет экспертами скрупулезно и с определенной долей профессионального цинизма разложена по полочкам и составляющим со всеми "Зачем? Почему? От чего? Кто виноват?" Итак, начнем задавать вопросы.

ПОЧЕМУ ОН ТАМ ОКАЗАЛСЯ? Один из первых вопросов, который возникает в истории малайзийского Boeing – почему он оказался в зоне боевых действий? 8 июля Госавиаслужба Украины заявила о закрытии воздушного пространства Донбасса для гражданских самолетов. К этому моменту силы ПВО повстанцев сбили несколько самолетов, в том числе транспортный ИЛ-76. До начала июля, не смотря на то, что в регионе два месяца активно применялись ПЗРК и зенитные орудия, ограничений полетов фактически не было. Тем не менее и после 8 июля магистральным лайнерам, которые следуют над зоной боевых действий на высоте выше 8 тыс. метров, небо по-прежнему осталось открытым. Менее чем через неделю, 14 июля, в Луганской области был сбит транспортный самолет украинских ВВС АН-26, который находился на высоте около 6,5 тыс. метров. Это дало повод представителям украинских силовиков заявить, что самолет был сбит не из ПЗРК или зениток ополчения, а при помощи более серьезных средств ПВО. Тех самых, которых достают на 8 тысяч и выше. Однако, не смотря на это открытие украинских силовиков, Госавиаслужба в течение трех дней, прошедших до катастрофы малазийского лайнера, не прекратила полеты гражданских самолетов в регионе.

Самолет Malaysia Airlines, не единственный кто летал в эти дни над Донбассом. Регулярные рейсы из Европы, по-прежнему осуществляли иранские, пакистанские и другие авиакомпании. Архивные данные журналов полетов, они есть в широком доступе, свидетельствуют — и без особых указаний Госавиаслужбы Украины магистральные самолеты в большинстве случаев старались держаться подальше от эпицентра боевых действий. Не исключением стали и самолеты Boeing-777 Malaysia Airlines, которые, как минимум последние десять дней, совершая злосчастный рейс MAS17 Амстердам – Куала-Лумпур, проходили значительно южнее зоны активных боевых действий. Однако 17 июля малайзийский самолет отклонился на север от безопасного курса почти на 150 километров, оказался над зоной боёв, а вскоре падение его обломков, было зафиксировано наблюдателями на земле.

ПОЧЕМУ ОН УПАЛ? Все говорят о ракете, но есть и другие версии возможных причин падения Boeing.

Взрыв на борту и технические неполадки

Хотя в Украине многие уже поспешили заявить о том, что самолет был именно сбит, эту версию пока не спешат прямо подтверждать ни в США, ни в России, не в ЕС. В самом Евроконтроле, который обеспечивает наблюдение за полетами в Европе, пока расценивают авиакатастрофу как несчастный случай. Пока нет неопровержимых данных, причиной гибели Boeing-777 могут считаться различные внутренние факторы: взрыв, разгерметизация, потеря управления экипажем и т.д. В пользу технической версии катастрофы говорит хотя бы такой факт – слишком много времени прошло между потерей связи с самолетом и его падениям. Если бы попала ракета, то самолет вряд ли бы смог после этого, потеряв связь, пролететь так много — по разным подсчетам дистанция между утратой сигнала и падением обломков лайнера составляет от 80 до 110 км.

Косвенно в пользу внутреннего взрыва может говорить и то, что с самолетом такого же типа, той же компании совсем недавно уже был несчастный случай, природа которого не разгадана до сих пор. 8 марта пропала связь с самолетом, осуществлявшим рейс из Малайзии в Китай. Несмотря на продолжительные поиски, остатки самолета так и не были найдены и причины аварии остаются неизвестными. Не исключено, что катастрофа малайзийского самолета в зоне боевых действий может быть трагическим совпадением. Однако насколько адекватной окажется эта версия, может показать только следствие.

Сбит ракетой

И все же основной версией, по крайней мере, в Украине, остается версия поражения лайнерами средствами ПВО. Если она подтвердится, то это будет уже не первый случай в истории воздухоплавания. Стоит напомнить, что украинские ПВО в октябре 2001 года, во время учений, сбили пассажирский лайнер. Все 66 пассажиров и членов экипажа, которые находились на его борту, погибли. В 1993 году неподалеку от Сухуми ракетами из ПЗРК, выпущенными с абхазской стороны, были сбиты два самолета ТУ-134 и ТУ-154. Тогда погибли 27 и 132 человека соответственно. В 1988 году самолет А300 авиакомпании Iran Air был сбит американским крейсером Vincennes, который спутал пассажирский лайнер с истребителем ВВС Ирана. Погибло 290 человек.

Подобная участь, могла ожидать и малайзийский самолет в небе Донбасса.

ЧЕМ МОГЛИ СБИТЬ? Среди комплексов ПВО, которые были замечены в зоне боевых действий, наиболее вероятно поражение самолета ракетой ЗРК "Бук". Сам комплекс состоит из множества элементом, каждый из которых улучшает его характеристики и увеличивает возможности применения – радар, пункт управления огнем и т.д. Впрочем, при наличии хорошо обученного расчета, справиться с гражданским самолетом, можно и без дополнительных модулей. Самое главное — самоходная огневая установка на гусеничном ходу, которую зачастую и называют в СМИ ЗРК "Бук". Сама по себе эта установка способна уничтожать одиночные воздушные цели в автономном режиме на дистанции до 30 км. То есть вполне способна сбить лайнер, следующий на высоте 10 тыс. метров.

ЧЬЯ БЫЛА РАКЕТА? Похоже, что обе стороны конфликта могут иметь "Буки" в зоне катастрофы. Еще в марте Украина объявила о размещении на Донбассе, как минимум одного дивизиона ЗРК "Бук". В свою очередь, ополченцы заявляли о захвате "Буков" в полку ПВО ВСУ, располагавшегося в Донецке. Впрочем, Минобороны уже неоднократно заявляло, что не дало возможности ополченцам захватить тяжелую технику ПВО. О том же сегодня, не смотря на свои более ранние хвастливые заявления о захвате комплексов, говорят и представители "ДНР". "Буков" у нас нет", – говорят ополченцы. "Украинских "Буков" у них нет", — говорят украинские военные. Чувствуете разницу?!

ЧТО НАДО УЗНАТЬ? "Черные ящики" погибшего самолета могут пролить свет на состояние лайнера в последние минуты его жизни. Лишь изучив их, эксперты смогут выдвинуть версию — погиб ли самолет по внутренним причинам или стал жертвой зенитной ракеты. Ответить на этот вопрос также помогут обломки самолета, на которых могут остаться характерные следы поражения осколочно-фугасной ракеты "Бука" (дырки от стальных шаров или стержней) либо другого средства поражения. Кроме этого есть материалы спутникового наблюдения и воздушной разведки, которыми в первую очередь сейчас располагают США и Россия. Они могут ответить, был ли сбит самолет в результате пуска ракеты и откуда был произведен пуск. Таким же образом можно определить и тип установки осуществившей поражение объекта. Лишь после того, как все указанные данные окажутся в распоряжении следствия, можно ожидать каких-либо серьезных выводов о судьбе малайзийского самолета.

Это – основные этапы расследования. Но, судя по накалу страстей вокруг ситуации на Донбассе, политическую составляющую этого расследования вряд ли стоит сбрасывать со счета.

Самое читаемое
    Темы дня