наверх
20.04.202412:03
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Дорогая моя "коммуналка": дотации получат единицы

Экономика Украины (535)

(обновлено: )71511
Газизуллин, директор программы "Экономическая политика и бизнес" Украинского института публичной политики, полагает, что "на самом деле повышение тарифов, как это ни парадоксально может звучать, является социально справедливым".

Людмила Калита, РИА Новости Украина

Подорожавшая в Украине "коммуналка" пока не особо ударила по кошелькам рядовых граждан, однако, как рассказали в пресс-центре РИА Новости Украина ведущие эксперты в этой сфере, — еще не вечер. Вернее — не ноябрь, когда украинцы получат платежки с новыми, "взлетевшими" тарифами на отопление, и, что самое главное, теперь рассчитывать на государственную помощь в оплате услуг ЖКХ смогут только считаные единицы.

Дотации получат немногие

"Дотацию на услуги ЖКХ по существующим процедурным нормам не имеет возможности получить практически никто, кроме многодетных, безработных и мизерного числа пенсионеров, получающих социальные пенсии ниже прожиточного минимума — такие еще есть", — завил эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.

В Украине минимальная заплата и минимальная пенсия равны прожиточному минимуму, напомнил эксперт. Однако после того как по итогам первого квартала правительство объявило об индексации минимальных пенсий с учетом инфляции, они даже стали несколько выше прожиточного минимума. "Следовательно, по существующей процедуре право на получение данных индексаций практически никто иметь не будет", — добавил Гаврилечко.Новые тарифы на коммуналку – (социальная) мина замедленного действия

Сначала услуги, тарифы — потом

"Я не исключаю, что тарифы следует пересматривать и поднимать, но сначала — услуги, потом — тарифы. В Украине мы видим постоянное повышение тарифов вообще без ничего", — отметил эксперт. По его словам, последние повышения тарифов "не приведут в принципе к улучшению качества услуг — зачем что-то улучшать монополисту, если есть возможность лоббировать повышение цен через государственные органы".

Сейчас в Украине "нет рынка услуг ЖКХ", полагает эксперт. "В лучшем случае мы можем говорить о том, что в частных ЖЭКах худо-бедно, но тарифы чем-то и как-то обусловлены, однако спектр услуг, который они предоставляют, очень ограничен их собственными ресурсными возможностями и законодательными в том числе", — отметил Гаврилечко.

Резкие скачки тарифов в Украине — не новшество

Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра "Институт города", не считает резкое поднятие тарифов "ноу-хау" правительства Арсения Яценюка. "В 1996-1998 годах таким образом преодолели наследие "совка", когда ЖКХ было на 90% дотационным, и тарифы в течение 2,5-3 лет подняли до уровня покрытия себестоимости с 10% до 90% по всем областям и видам услуг", — напомнил эксперт.

Тогда практически десятикратное увеличение тарифов было более резким, чем намечается сейчас, однако никто по этому поводу не возмущался, поскольку "были предложены эффективные механизмы социальной защиты", — напомнил Сергиенко.

"Тогда жилищные субсидии получали 35% процентов населения, и это было выгодно для бюджета, потому что дотации, они размазываются на 100% населения, а социальная помощь — только на треть", — отметил директор аналитико-исследовательского центра.

Ползарплаты — на еду

Что предложило нынешнее правительство — компенсации, однако правила предоставления субсидий стали очень жесткими, полагает Сергиенко. "Приблизительно 90% семей в Украине тратит более 50% своих доходов на питание, в то время как в цивилизованных странах Европы и Северной Америки семья считается бедной, если она тратит на еду больше 10% доходов", — отметил эксперт. 

У нас совсем иная структура затрат и этого не понимают многие мировые эксперты, полагает Сергиенко. И это не все особенности украинских тарифов — в стране сохранился затратный принцип формирования тарифов. "Все траты предприятия делятся на число потребителей и получают тариф. При таких подходах предприятия никоим образом не заинтересованы в том, чтобы снижать себестоимость продукции и работать эффективно. Зачем это делать, если у них прибыль зависит от оборота, от того, чем больше у них затрат, тем больше у них прибыль", — сказал он.

Повышение тарифов — социально справедливый шаг

Ильдар Газизуллин, директор программы "Экономическая политика и бизнес" Украинского института публичной политики, полагает, что "на самом деле повышение тарифов, как это ни парадоксально может звучать, является социально справедливым".

"Из-за повышения тарифов помощь будут получать именно самые бедные. Хотя, учитывая в целом ситуацию в стране — около 70%-60% украинцев либо за чертой бедности, либо у этой черты. Повышение тарифов позволить аккумулировать деньги для того, чтобы их перенаправить для тех, кто действительно нуждается в помощи", — считает эксперт.

По словам Газизуллина, в нынешнем году практически повторяется ситуация 2008-2009 года: в стране достаточно глубокий экономический кризис, рецессия в промышленности и повышение уровня безработицы, резко упал общий уровень благосостояния украинцев. 

На фоне нынешней деградации качества услуг получается некий замкнутый круг, полагает Газизуллин — население беднеет, ухудшается качество услуг, но тарифы повышать нельзя, "хотя мы и понимаем, что только через повышение тарифов можно улучшить и качество услуг", — добавил эксперт.

Самое читаемое
    Темы дня