наверх
03.05.202401:32
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Опасность слева - экстремизм придет на смену КПУ

Возможность запрета Компартии в Украине (102)

(обновлено: )90
Компартия переживает свой закат. Во многих регионах офисы партии громят, ее лидер Петр Симоненко после эфиров на телеканалах вынужден спасаться бегством от экстремистов, руководство страны прямо высказывается за запрет партии.

Денис Селезнев, РИА Новости Украина

Коммунистическая партия Украины переживает свой закат. Во многих регионах офисы партии громят, ее лидер Петр Симоненко после эфиров на телеканалах вынужден спасаться бегством от экстремистов, руководство страны прямо высказывается за запрет партии, а традиционная для нее электоральная база в Крыму и на Донбассе окончательно потеряна. Украина находится накануне появления качественно нового левого движения.

Запретить, задушить, уничтожить

Деятельность Петра Симоненко в Украине крайне затруднена. В парламенте его перебивают и не дают закончить выступление, после телеэфиров ловят, а его бывшим избирателям на Юго-Востоке он, похоже, уже просто не интересен. Оппоненты КПУ, в частности, и.о. президента Александр Турчинов и ВО "Свобода", пытаются извлечь политические выгоды из бедственного положения коммунистов. Сегодня, когда в условиях упростившейся украинской политики, запрос на запрет КПУ очень высок, а серьезного сопротивления не ожидается, уничтожив Компартию, вполне можно набрать несколько политических баллов. Особенно, если эту инициативу правильно оформить в медиапространстве, присовокупив сюда сразу борьбу со сталинизмом, российской оккупацией и т.д. И что самое удобное - серьезных ответных мер при этом можно не опасаться. По большому счету, сегодня судьба старейшей парламентской партии Украины полностью зависит от того, захотят или нет нынешние власти Украины довести свои угрозы до реализации.

Впрочем, и без прямого запрета будущее КПУ выглядит туманным. Напомним, что эта партия некогда единолично располагала парламентским большинством. Но с развитием политической альтернативы, ее представительство в Верховной Раде с каждыми выборами уменьшалось ровно вдвое. Эта тенденция продолжалась почти двадцать лет, и над КПУ, в конце концов, нависла серьезная угроза вылета из парламента. Однако, на пике разочарования Партией регионов, Симоненко и его товарищам удалось несколько поправить свое положение и даже увеличить число "штыков" в парламенте. Но, как видно, судьба уготовила украинским коммунистам не тихое угасание, а показательный разгром.

Совсем не левый

Вообще назвать Петра Николаевича "левым" можно с большой натяжкой. Парламентская деятельность стала для него настоящим бизнесом, сделала очень богатым и влиятельным человеком. Пожалуй, единственное действительно коммунистическое достижение партии - это неоднократное недопущение разгосударствления земли сельскохозяйственного назначения. Впрочем, происходило это всегда при поддержке того же крупного бизнеса, который считал, что землю стоит еще попридержать на будущее. Во всем остальном это была, скорее, партия ностальгии, которая собирала политические отголоски СССР, попутно добавляя себе голосов пророссийскими декларациями. Постоянные нападки и обличения олигархов, пламенные речи с трибуны о защите рабочих не доставляли никаких проблем обличаемым олигархам и не облегчали жизни тех, о ком так беспокоился Петр Николаевич.

Более того, КПУ многие годы была верной соратницей самой олигархической партии страны. В деле сближения Украины и России успехи КПУ были примерно такими же. Стоит лишь напомнить, что в течение прошлого года КПУ дружно, всем составом, голосовала за евроинтеграционные законы, не создавая Януковичу никаких проблем в этом направлении. Хотя с трибуны Симоненко все еще позволял себе обличать коварную Европу и ее "империалистические происки".

КПУ оказалось настолько далекой от "левых" запросов в обществе, что стала не более, чем консервативной партией пенсионеров, которые в ее лице голосовали за свою ушедшую молодость. Собственно представителей "трудового народа" в ее рядах фактически не осталось, как и среди ее избирателей. Пожалуй, ВО "Свобода" при всем ее популизме стала более левой партией, чем сама КПУ. И чем больше отдалялся в историю СССР, тем меньше оставалось оснований для существования КПУ в ее нынешнем виде. Реформирование назревало неоднократно, но так и не было проведено. И вот теперь, так или иначе, главная левая партия страны, уже, пожалуй, никогда не поднимется после нокаута 2014 года.

Экстремизм вместо популизма

Тут стоит вспомнить судьбу другой, некогда могущественной партии - "Нашей Украины". Изначально это правоцентристское объединение множества мелких групп также оказалось слишком декларативным для того электорального поля, на котором она пыталась работать. Пустая национальная риторика в сочетании с зачастую прямо противоположной деятельностью быстро утомила избирателей. Появился запрос на более агрессивные действия. Виктор Ющенко своим политическим крахом и неспособностью довести хоть одно начинание до логического конца обрек на смерть и свое партийное детище. Из-под руин "Нашей Украины" вышла куда более радикальная и националистическая "Свобода". Но даже и она, попав в парламент, оказалась слишком мягкой. Теперь на смену ей появились откровенные экстремисты из "Правого сектора".

Несомненно, что подобные процессы будут происходить и на левом крыле политического спектра. Здесь уже существовали куда более зубастые, чем КПУ, "прогрессивные социалисты" Витренко. Однако, общими усилиями коммунистов и олигархических партий ПСПУ удалось вытеснить и из парламента, и вообще из политической жизни страны. КПУ стала своеобразной успокоительной таблеткой для коммунистически настроенных граждан. По сути, компартия дискредитировала левый протест в глазах молодежи, делая его чем-то неактуальным, несовременным, направленным исключительно в недостижимое прошлое. Те же, кто понимал подвох и пытался организовать некую современную и более-менее реальную альтернативу, сталкивались с противодействием как самой КПУ, так и их могущественных покровителей. Проблемы с легальной регистрацией, давление на потенциальных спонсоров, прямое вмешательство правоохранителей - вот лишь некоторый набор инструментов по сдерживанию разрастания более агрессивных левых движений в стране. Теперь, когда КПУ на грани краха, а политическая жизнь в стране перешла на более архаичный уровень уличных разборок и силовых методов общения с оппонентами, альтернативное левое движение ждет неизбежная радикализация и омоложение.

Так же, как КПУ была некогда оппонентом РУХа и "Нашей Украины", оппонентом "Правого сектора" станут "красные бригады". Смерть престарелого РУХа сделала национализм более актуальным, современным, привлекательным. "Смерть" КПУ приведет к такому же осовремениванию агрессивного коммунизма. Об этом сейчас еще не думают те, кто добивает оставшихся без защиты украинских коммунистов. Но завтра молодой и задорный левый экстремизм может стать для них куда более серьезной проблемой, нежели интеллигентный и предсказуемый Петр Николаевич Симоненко и его ностальгирующие пенсионеры.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня