наверх
04.05.202403:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Референдум о независимости Донбасса – в Москве

Референдум на востоке Украины (379)

(обновлено: )144
Признаюсь честно, я – Фома Неверующий. Как человек с донецкой пропиской, но живущий в Москве, я, конечно же, принял для себя решение проголосовать на воскресном референдуме за государственную независимость Донецкой Народной республики.
1 / 4
Референдум в Москве
Референдум в Москве
Референдум в Москве
Референдум в Москве

Александр Чаленко, политолог

Признаюсь честно, я – Фома Неверующий. Как человек с донецкой пропиской, но живущий в Москве, я, конечно же, принял для себя решение проголосовать  на воскресном  референдуме за государственную независимость Донецкой Народной республики. Однако искренне полагал, что на единственный избирательный участок, организованный в Москве сначала в Черниговском переулке, а потом на улице Киевской, придут от силы человек 30.

Но то, что я увидел, когда пришел голосовать, меня попросту…  нет, не удивило, меня это просто потрясло. От неожиданности. Потому что около участка стояла полукилометровая плотная очередь из желающих проголосовать  – где-то в семь тысяч человек. Такую цифру мне озвучили полицейские, дежурившие  там в этот день.

Не сомневаюсь, что такое количество граждан Донбасса, пожелавших принять участие в референдуме, потрясло всех не только в Москве, но и в самом Донбассе. Мы до этого и не знали, как нас много в российской столице, и что мы, получается, сила. Теперь мы, да и, уверен, наши оппоненты, точно знаем, что мы не пропагандистская выдумка российского телевидения. Наше желание стать ближе к России, к своим единокровным русским братьям и сестрам, – это факт, а не попытка Кремля выдать желаемое за действительное, как утверждают киевские и западные СМИ, да и политики.

Расскажу о том, что меня особенно впечатлило.

Первое,  это то, что перенос места для голосования совершенно никак не сказался на явке.  И это о много говорит.

Поясню: накануне 11 мая организаторы референдума получили угрозы по телефону о том, что старинный московский особняк, где сейчас находится Фонд славянской письменности культуры им. Кирилла и Мефодия и где первоначально планировалось организовать участок для голосования, будет взорван, если референдум не будет отменен.

"Знаете, мы решили не рисковать. Мало ли что. От них всего можно ожидать. Новое место было быстро  найдено", – рассказал мне один из координаторов  референдума. В результате под участок была отведена автомастерская. Голосовали на открытом воздухе. Всего было четыре урны для бюллетеней: две для жителей Луганской Народной республики, остальные  – для Донецкой Народной республики.

Спрашиваю у народа: как узнали о переносе места для голосования? По их ответам вышло, что из интернета и из сообщений знакомых. У всех было настолько высоким желание прийти и проголосовать, что за два-три дня  граждане Донбасса, живущие в России, скооперировались в большие группы и сообщали друг другу все новости и информацию – звонили, писали эсэмески и по электронной почте, создавали группы в Фейсбуке, в Одноклассниках и Вконтакте. Информировали, информировали и информировали. Самоорганизация была на самом высоком уровне.

Второе, что производило сильное впечатление, это то, что на голосование пришел самый разнообразный люд, а не только, например, пенсионеры. В основном были люди средних лет. Состоявшиеся граждане. Я обратил внимание, что это были, как правило, "пролетарии".

Обычная диаспора, состоящая из людей, выехавших на заработки в Россию. Таких товарищей труднее организовать на что-то, им не нравящееся. Их не заставишь делать то, что им не по душе, они просто пошлют по матушке. Раз пришли, получается, что голосование за независимость Донбасса им по душе.

Третье, на что я обратил внимание, это совершенно доброжелательный  настрой народа: все друг другу улыбались, шутили, рассказывали какие-то интересные истории. Постоянно сообщали новости, как голосуют в Донецке, Мариуполе, Славянске, Луганске. Всех воодушевляли сообщения, полученные от родственников, какая огромная явка была в их родных городах.

Никто в очереди ни на кого не кричал, не выяснял отношений, не было никаких столкновений, провокаций и рукоприкладства. И это при том, что людям приходилось стоять в очереди по нескольку часов. То тут, то там  начинались массовые скандирования: "Слава Донбассу!", "Слава России!", "Донбасс – Россия!".

Публика была настолько эмоционально заведена, что любому человеку достаточно было подойти и начать скандировать "Референдуму – ура!", как десятки рук взмывали вверх и окрестности оглашались громким "Ура!".

В толпе были заметны красно-сине-черные с двуглавым орлом флаги Донецкой Народной республики и флаги Российской Федерации. Около них все беспрерывно фотографировались – в основном группами.

Время от времени в толпе начинали петь, причем украинские песни. Пели русскоязычные люди. Украинской речи в очереди лично я не слышал. Донбасс ведь русский по своей культуре. Видимо, пением украинских песен дончане и луганчане хотели подчеркнуть, что украинской культуре они не враждебны. Они просто не видят своего будущего в составе Украины, вот и все, но говорить о них, как об украинофобах, было бы неправильно. К тому же они хотели подчеркнуть, что толерантны к другим национальностям, в частности, к украинской, – в отличие от украинских националистов из "Правого сектора".

Само же голосование было организовано достаточно просто. Распорядитель объявлял очереди: "Пять человек от Донецка, пять человек от Луганска".  Голосующий проходил сначала сквозь рамку металлоискателя. Потом подходил к столу, показывал свой украинский паспорт. Если у человека не было прописки в одном из населенных пунктов Донбасса, то бюллетень для голосования ему не давали, это  было исключено. Данные вносились в ведомость, после чего голосующий в ней расписывался и получал бюллетень. В нем на русском и украинском языках был написан вопрос, вынесенный на референдум: поддерживаете ли вы акт о провозглашении самостоятельности Донецкой (или Луганской) Народной республики?

Кабинок для голосования не было. Граждане прямо на столе ставили галочку в бюллетене и шли к урнам. Всем понравился молодой человек, пришедший в украинской традиционной крестьянской одежде: в белых холщевых штанах, вышиванке и соломенной широкополой селянской шляпе, на которую он повязал георгиевскую ленточку. Он всем сразу по-русски сообщил: я из Донецка, голосую за независимость! И фотографам, и любопытным он сразу же продемонстрировал заполненный бюллетень, после чего опустил его в урну.

Вот такую картину я наблюдал в течение двух часов днем, а вот моя московская знакомая, живущая рядом, рассказала мне, что за полчаса до окончания работы участков очередь оставалась такой же полукилометровой, дойдя до самой площади перед Киевским вокзалом.

Наверное, в будущем этот день объявят Днем независимости Донбасса, а сейчас перед молодыми республиками стоят другие неотложные задачи: организация своей полноценной армии, взятие под контроль всех населенных пунктов, российско-донбасской границы.

Донбасс после референдума стал Пьемонтом Новороссии. Теперь ему выпала миссия ее освобождения.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Самое читаемое
    Темы дня