наверх
24.04.202412:23
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Безумие будет нарастать

(обновлено: )22310
Почему украинцы дошли до такой степени озверения, есть ли выход из этой ситуации – РИА Новости Украина искали ответы на эти вопросы у специалистов в области практической психологии.
Улицы Одессы после столкновений

Денис Селезнев, РИА Новости Украина

Противостояние в украинском обществе в последние недели обострилось до предела. По стране прокатилась волна столкновений между сторонниками и противниками власти. Улицы Харькова, Донецка, Луганска, Одессы превратились в поля сражений, счет пострадавшим и погибшим, шедший на единицы, после "одесской пятницы" раскрутился, как маховик, до десятков. Все это сопровождается "расчеловечиванием" граждан. Ситуация с Одессой – тому полное подтверждение. После гибели людей при пожаре в Доме профсоюзов социальные сети запестрели комментариями, исполненными ненавистью и злорадством. "Копченая сотня, шашлык из сепаратистов, сожженные колорадские жуки", – вот только несколько высказываний в адрес погибших оппонентов.

Почему украинцы дошли до такой степени озверения, есть ли выход из этой ситуации – РИА Новости Украина искало ответы на эти вопросы у специалистов в области практической психологии.

Что произошло?

Ольга Лобач, консультирующий психолог и член Профессиональной психотерапевтической лиги считает, что выделить чисто психологические причины происходящего сегодня сложно, и здесь есть совокупность целого ряда факторов. По ее мнению, в каждом человеке заложены различные поведенческие заготовки, в том числе отрицательные. "Если мы находимся в культуре, то мы умеем не актуализировать наше отрицательное отношение. Но, когда начинается падение культурного уровня, люди перестают сдерживать себя, решают действовать более примитивно", – говорит психолог.

По ее мнению, на Майдане решили снизить культурный уровень отношения к власти, перейти к исконным, архаичным методам. "Как только мы делаем шаг назад в культуре, мы не можем сделать его только по одному пункту, придется откатываться и во всем остальном. Люди тысячелетиями развивали культуру, фиксировали те принципы, которые передаются из поколения в поколение. Они создали набор норм, которые позволяют сдерживать агрессию, не опускаться до насилия. Но как только вы позволили себе сделать шаг вниз по культурной лестнице, вы целиком оказываетесь в более грубой ситуации", – отмечает Лобач. Выпустить агрессию всегда легче, чем научится ее контролировать, поэтому, как только человек получает разрешение на агрессивное поведение, он ощущает внутри некую "сладкую мерзость", к которой очень легко привыкнуть. По мнению психолога, любой посыл, который обращается к более архаичным вещам в человеке, очень скоро приведет к агрессии.

Кроме того, Ольга Лобач отмечает, что в стране очень долго велась кампания по противопоставлению Востока и Запада, которая не могла не перерасти в физическое противостояние. "Все эти годы шел планомерный раскол страны на Восток и Запад, и рано или поздно должен был быть переход к грубому поведению. Политики долго получали дивиденды от раскола, и вот итог", – резюмирует специалист.

С ней согласен доктор психологических наук, сотрудник Института социальной и политической психологии НАПН Украины Павел Горностай, который отмечает, что истоки конфликта лежат в различиях между отдельными сегментами общества, и различия эти коренятся в глубоком прошлом. Однако, в последнее время противоречия обострил "информационный терроризм", который развернулся в Украине. "Актуализация противоречий приводит к формированию образа врага и эмоциональной истерии, люди эмоционально заряжаются на противостояние. У многих появляется страх того, что будут или пытаться менять их идентичность, или даже завоевывать и убивать. Хотя этот страх не безосновательный, но он сильно преувеличен. И сейчас люди совершенно искренне считают, что борются за свою свободу, за свою идентичность, за свою жизнь. А в такой борьбе возможны любые крайности", – отмечает Горностай.

Практикующий психолог Юрий Садовский, в свою очередь, также считает, что в основе агрессии, которая выплеснулась на улицу, лежит страх и беспомощность на фоне разворачивающихся событий. "Сейчас повышенная тревожность подталкивает к импульсивным действиям. У людей есть потребность личного участия в событиях, причем мгновенно. А мгновенно собраться и прямо сейчас поучаствовать можно, как правило, лишь с разрушительной целью. Ситуация, в которой люди собирались бы для какого-то созидания, с конструктивными целями, требует большей интеллектуальной сложности. Поэтому, на первый план выходят люди, обладающие большей склонностью к физическому воздействию, но и более энергичные, легкие на подъем", – говорит Садовский.

Что делать?

Ольга Лобач считает, что "затормозить этот процесс могут только разумные, статичные люди". По ее мнению, в обществе необходимо повышение статуса людей, которые могут сопротивляться "раскультуриванию". Этому процессу могли бы поспособствовать и политические лидеры. "Мы должны помогать друг другу, потому что мы находимся в очень тяжелой ситуации, мы должны отойти от края пропасти, спасти страну, проявить милосердие. Это была бы сильная позиция. Политики и общественные лидеры должны предложить научиться понимать тех, кого мы считали врагами", - отметила она. Психолог считает, что для таких действий еще есть возможность, но шансы невелики. Кроме того, она подчеркивает, что Украина еще не достигла "пика безумия", и агрессия будет только нарастать. Тем более ситуация будет усугубляться из-за трагедий, подобных той, что произошла в Одессе.

Юрий Садовский считает, что спасение общества сейчас в руках людей с государственным мышлением, которые должны направить происходящее в более конструктивное русло. "Должны найтись такие государственные люди. Ведь любые революции разворачиваются со стихийной человеческой энергией, но, в конце концов, ее кто-то обуздывает", – говорит он.

Павел Горностай для выхода из ситуации предлагает использовать знание и квалификацию социологов и психологов, которые получили бы возможность в специальном государственном комитете. "Власть должна начать вести грамотную информационную политику с привлечением специалистов - психологов и социологов. Не создать сейчас последовательной политики в этом направлении, сегодня просто преступно. Запретить какие-то каналы совершенно недостаточно, должна быть работа по реабилитации", - считает он. Кроме того, Горностай уверен, что нужно наладить коммуникацию между представителями разных идентичностей: "Они должны встречаться не на улице, а общаться, чтобы иметь возможность быть услышанными. В этих встречах должны также участвовать психологи, журналисты".

Ольга Лобач, помимо прочего, дает советы по персональной "психологической безопасности". Первое, что необходимо для самосохранения, - это всегда помнить, что сейчас практически любая информация, получаемая из СМИ, существует только для того, чтобы заставить потребителя что-то предпринять. "В этой информации зашита, конечно, какая-то часть правды, но она существует только для того, чтобы подвигнуть нас на какие-то действия", – говорит она. Лобач советует не находиться постоянно "на линии огня". Всего три часа в день с отключенным компьютером и телевизором, несколько дней без новостей позволят ослабить стрессовую нагрузку. "Нужно задавать себе вопрос: откуда я знаю, кого мне нужно ненавидеть? Это моя ненависть или меня призвали ненавидеть? Не лучше ли попробовать кого-нибудь любить? Ведь это сложнее. Чем ниже эмоции, тем проще они даются. Для любви, сострадания, для милости нужно приложить усилия",– говорит она. Если этого не делать, утверждает психолог, то продолжительный стресс провоцирует нагрузку и на тело. Обострение хронических заболеваний, бессонница, повышенная раздражимость, ослабление иммунитета - все это типичный ущерб от информационной войны. "Мы должны защищаться и защищать от этого своих близких", – резюмирует психолог.

Самое читаемое
    Темы дня