наверх
01.05.202411:48
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

В чем истинная цель закона об оккупированных территориях?

Присоединение Крыма к РФ (2135)

(обновлено: )181601
Принятие законопроекта "Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины" ярко демонстрирует нарушение прав в украинском государстве, считает политолог Юрий Городненко.

Юрий Городненко, политолог, Киев

Принятие за основу законопроекта «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины» (далее — Закон) ярко свидетельствует об отношении к праву и правам человека со стороны законодательного органа страны. Характерно, что автором Закона является Сергей Соболев ни дня не проработавший юристом. Он 6 раз избирался в парламент, был советником Виктора Ющенко, т.е. чиновником.

Правовая основа закона

Ошибки и неточности присутствуют уже в преамбуле.

1. 13 Гаагских конвенций 1907 года названы «Гаагскими правилами»;

2. Вместо Женевской «Конвенции о защите гражданского населения во время войны» 1949 года указанна «IV Женевская конвенция 1949 года»;

3. Ссылки на «Меморандум про гарантии безопасности в связи с присоединением Украины к Договору про нераспространение ядерного оружия» 1994 года (так называемый Будапештский меморандум) бессмысленны. Данный документ не носит обязывающий характер и не был никогда ратифицирован ни одной стороной (в т.ч. и Украиной).

4. Гаагская и Женевская конвенции, Будапештский меморандум, «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией» 1997 год ошибочно указаны как акты, в которых устанавливается процедура размещения российских войск на территории Украины. Между тем это не так. Размещение войск России (Черноморского флота) на территории Украины (в Крыму) регулируется документами, о которых нет ни единого слова в Законе:

- «Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины» от 28 мая 1997 года;

- «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины» от 28 мая 1997 года;

- «Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота» от 28 мая 1997 года;

- целым рядом других нормативных актов.

Понятие оккупации

Практически в каждом ключевом законе Украины присутствует раздел с определением терминологии. В данном Законе этого нет. В результате видим ошибочное трактование термина «оккупация».

Юридически оккупация может быть трех видов: в состоянии войны (военная), послевоенная, мирная (не связанная с войной). Последняя предполагает невраждебное отношение к оккупируемому государству и занятие чужой территории для защиты от внешней агрессии или в условиях внутреннего хаоса для защиты собственных граждан (например, мирная оккупация Исландии и нидерландской Гвианы в 1941 году США для защиты этих стран от внешней агрессии Германии или пребывание американских войск на территории Филиппин с 1902 по 1941 год для защиты американских граждан в условиях отсутствия устойчивой местной администрации).

Исходя из содержания Закона, речь идет об оккупации в состоянии войны (военной). Ее юридическое определение дано в подписанных на Гаагской конференции 1907 года соглашениях, а также в Женевских конвенциях и протоколам к ним 1977 года. Согласно этим документам военная агрессия — это не просто захват иностранными вооруженными силами определенной территории, но и фактическое управление данной местности вражеской армией. Стоит напомнить, что в Крыму управление осуществляется легитимно избранным парламентом Крыма и назначенным им органом исполнительной власти, а в Севастополе временной гражданской администрацией, в формировании которой участвовало исключительно местное население (также как Евромайдан в формировании киевской власти).

Кроме того, официального объявления войны не было ни со стороны России, ни Украины.

Термин «оккупация» предполагает занятие чужой территории. Поэтому странно видеть в ст.3 Закона тезис о захвате «территориального моря Украины» (что это, кстати, такое?) или заявление об «оккупации» воздушного пространства. С таким же успехом можно было бы добавить раздел об «оккупации космоса российскими захватчиками».

Нарушение прав и свобод граждан Украины

Закон идет прямо нарушает целый ряд прав и свобод, закрепленных в Конституции. Как извсетно ст.22 Основного закона Украины прямо указывает, что перечень прав и свобод не может быть сужен ни одним законом Украины.

Ниже приведен список нарушений данного положения Конституции:

- ограничение прав человека на свободу перемещения, закрепленных в ст. 33 Конституции: В Законе есть целый раздел «Ограничение свободы передвижения на временно оккупированной территории», в котором предусматривается, что въезд на «оккупированную территорию» будет осуществляться по спецразрешениям Кабмина и через спецпункты (статья 6 Закона). Наказание за нарушение: от 3 до 5 лет тюремного заключения (для группы лиц или государственных служащих от 5 до 7 лет, организованной группой лиц — от 7 до 9 лет) с конфискацией имущества согласно поправкам к ст.333 Криминального кодекса Украины;

- ограничение прав на ведение предпринимательской деятельности, закрепленных в ст. 42 Конституции: запрещена любая предпринимательская или некоммерческая хозяйственная деятельность, перевод денег, работа любого вида транспорта. Запрещается даже просто способствовать этому (ст.8 Закона). Т.е., если Вы работаете на предприятии, где Ваш коллега поможет своему родственнику сесть на поезд и добраться в Крым или передаст ему деньги, то будете уголовно преследоваться как подельник. Наказание за нарушение: от 3 до 5 лет тюремного заключения (для группы лиц или государственных служащих от 5 до 8 лет, организованной группой лиц — от 7 до 10 лет) с конфискацией имущества согласно ст.202 Криминального кодекса Украины;

- ограничение имущественных прав украинских граждан, в т.ч. права собственности, закрепленных в ст. 41 Конституции: в статье 7 Закона прямо указано, что «приобретение права собственности на временно оккупированной территории допускается только в случае наследования согласно закону или завещанию». Таким образом, запрещаются договора купли-продажи, дарения, отчуждение за долги и т.д.;

- ограничение право на свободу взглядов (ст. 35 Конституции) и других личных прав и свобод: все, кто в какой-либо форме будет сотрудничать с Россией считаются «коллаборационистами» и «государственными изменниками». Наказание: от 10 до 15 лет тюремного заключения согласно ст.111 Криминального кодекса Украины.

Ничтожность закона об оккупированных территориях

Характерно, что данному Закону парламентарии придали приоритетный характер перед другими законами (ст.3 «Заключительных положений» Закона). Это значит, что ему дан статус Конституционного акта, что само по себе незаконно, тем более учитывая число проголосовавших (276 депутатов приняли Закон за основу).

Из всего вышеуказанного следует один вывод: после нормализации ситуации в стране данный Закон будет признан ничтожным легитимным составом Конституционного суда. Против всех участников его принятия, в т.ч. против тех вышеуказанных 276 народных депутатов Украины, если они прголосуют за Закон во втором чтении могут быть автоматически возбуждены уголовные дела по обвинению в узурпации власти и сознательном нарушении прав украинских граждан.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня