наверх
29.03.202400:18
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Первые итоги Вильнюсского саммита – экономические

Саммит Восточного партнерства: чего ждать Украине? (107)

(обновлено: )46
Саммит "Восточного партнерства" подтвердил известный факт: ЕС денег давать не хочет и не может, ни в прямой форме, ни через открытие рынков для продукции из стран-участниц "Восточного партнерства".

Иннокентий Адясов, член экспертного совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы РФ – РИА Новости

Как и ожидалось, проходящий 28-29 ноября в Вильнюсе саммит "Восточного партнерства" подтвердил известный факт: ЕС денег давать не хочет и не может, ни в прямой форме, ни через открытие рынков для продукции из стран-участниц "Восточного партнерства".

Накануне саммита практически безнадежную с этой точки зрения ситуацию попробовал переломить один из главных европереговорщиков – Александр Квасьневский. "Мудрость ЕС должна заключаться в том, чтобы проанализировать ситуацию и найти инструменты, которые будут достаточно убедительными для украинцев. Нашу долгосрочную программу надо обогатить понятной, взвешенной, но одновременно богатой предложением краткосрочной помощи. Когда я говорю о помощи Украине, то имею в виду большие суммы. Более десяти, а может даже 20 миллиардов евро", - заявил он, но это заявление так и осталось сугубо его личной точкой зрения.

Даже самые ярые сторонники евроинтеграции в странах "Восточного партнерства" понимают, что финансовые доноры ЕС – Германия и Франция – перегружены как своими финансовыми проблемами, так и проблемами с долгами Южной Европы, и не стоит рассчитывать на крупную финансовую помощь от Брюсселя.

Основная ставка была на то, что Евросоюз пойдет на открытие своих рынков для продукции с востока. Но статистика свидетельствует об обратном: по данным Евростат (Eurostat) импорт из стран "Восточного партнерства" в первую половину 2013 года, в сравнении с аналогичным периодом 2012 года, по-прежнему сокращался - с 17,3 млрд евро до 16,1 млрд евро. При этом за минувший год положительное сальдо ЕС в торговле со странами "Восточного партнерства" значительно выросло и составило за первую половину 2013 г. 3,3 млрд евро.

Президент Украины Виктор Янукович на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе

Украина отступила от экономической пропасти

Прибывший в Вильнюс президент Украины Виктор Янукович, несмотря на надежды отдельных политиков из Литвы и Польши, не отказался от своего решения взять отсрочку в процессе подписания Киевом и ЕС соглашения об ассоциации.

Янукович о приостановке соглашения об ассоциации с ЕС>>

Сторонники евроинтеграции в Украине любят говорить, что соглашение об ассоциации имело прежде всего характер "цивилизационного выбора", но эксперты сходятся в оценке – это соглашение  за очень короткие сроки добило бы и так кризисную украинскую экономику. 

Среди стран "Восточного партнерства" Украина лидерствует  по дефициту своего торгового баланса с ЕС. За первую половину 2013 года он составил 4,1 млрд евро.
Фактическое обнуление ввозных пошлин для товаров из ЕС кратно увеличило бы этот дефицит.

Кроме того, ЕС так и не смог дать гарантии Киеву, что сможет убедить МВФ выделить кредит Украине.

По словам украинского премьера Николая Азарова, последним аргументом в вопросе об отсрочке подписания соглашения об ассоциации с ЕС стали полученные 20 ноября требования МВФ к украинскому правительству. Вот на чем настаивает Международный валютный фонд: резкое повышение тарифов ЖКХ, замораживание зарплаты для госслужащих, урезание социальных льгот, отмена льготного налогового режима для украинских сельхозпроизводителей.         
А ведь деньги Киеву от МВФ нужны, чтобы рефинансировать долги самому же фонду (то есть реально деньги не попали бы в экономику Украины).

Европейский союз предлагал выделить Украине 1 млрд евро на семь лет для модернизации производства. Сумма смешная, учитывая размеры экономики Украины.

По оценке финансового агентства Bloomberg, Украина должна в ближайшие два года потратить 15 млрд долларов только на обслуживание госдолга (причем от 7 до 8 млрд долларов приходится на долю российских кредиторов).

С учетом резкого ухудшения состояния платежного баланса, Украина была бы вынуждена объявить дефолт по своим суверенным обязательствам уже летом 2014 года.
Примечательно, что просто объявление об отсрочке подписания соглашения об ассоциации сразу благотворно сказалось на финансовой ситуации: на мировых финансовых рынках упала стоимость страховки от дефолта Украины, оживился украинский фондовый рынок.  

Но без оживления украинской промышленности  улучшение положения в финансах Украины будет недолгим.

Россия не раз заявляла, что готова самым активным образом развивать производственную кооперацию с Киевом.

Очень быстрый эффект (буквально в течение нескольких месяцев) может дать допуск украинских предприятий к программе перевооружения российских Вооруженных сил, прежде всего Черноморского флота и ракетных войск.

Восстановление  привычного порядка украинского экспорта в Россию также достаточно быстро увеличит приток в Украину так необходимой ей валюты.

Реальное улучшение ситуации в Украине, благодаря восстановлению нормального экономического сотрудничества с Россией, может очень серьезно сократить число сторонников подписания соглашения об ассоциации с ЕС. 

Экспансия Румынии в Молдавию усиливается

В Вильнюсе парафировано соглашение об ассоциации между Молдавией  и ЕС (Молдавия и ЕС надеются подписать соглашение об  ассоциации  не позднее осени 2014 года, при нынешнем мандате Европарламента и Еврокомиссии).

На фоне срыва подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС Брюссель явно страхуется и готовит новую витрину евроинтеграции для стран СНГ.

За несколько недель до Вильнюсского саммита Жозе Мануэль Баррозу, казалось бы, неожиданно сообщил, что ЕС может пойти на отмену визового режима с Молдавией.

Это было подтверждено и в Вильнюсе – верховный представитель ЕС по внешним делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заявила, что молдавские власти  успешно провели все необходимые реформы, а сейчас этот вопрос должны утвердить в Совете Европы и Европарламенте.

То есть на самом деле вопрос о безвизовом режиме для молдавских граждан может быть отложен в очень дальний ящик.

Однако еще до Вильнюсского саммита правящая коалиция в Кишиневе поспешила заявить, что Молдавия под их руководством станет первой из стран СНГ, которая получит чуть ли не главный бонус от ассоциации с ЕС – возможность ездить без виз в Европу.  

Правда, в Кишиневе не знают – или не хотят знать – долгую и печальную  историю переговоров Украины с ЕС об отмене визового режима. В начале переговоров об ассоциации Брюссель обещал Киеву полную отмену визового режима для украинских граждан. В итоговом проекте соглашения об ассоциации вообще ничего не говорится даже об облегчении визового режима для украинских граждан.

Как и в случае с Украиной, Вильнюсский саммит не дал ответа на вопрос, как ЕC собирается экономически поддерживать Молдавию?

Запуск же зоны свободной торговли между Кишиневом и Брюсселем неизбежно приведет к краху молдавской экономики: Таможенный союз будет защищать свой рынок от реэкспорта товаров из ЕС, прежде всего из Румынии, введением таможенных пошлин на товары, поступающие с территории Молдавии. 

Уже сейчас ясно, что ни Приднестровье, ни Гагаузия не примут соглашение об ассоциации с ЕС.

Но очень сильны опасения  и в молдавском обществе в целом, что соглашение об ассоциации резко усилит румынскую экспансию (уже под флагом евроинтеграции Кишинева), и это в скором времени может привести к поглощению Молдавии Румынией.

Грузия на обочине "Восточного партнерства"

При прежнем президенте Грузии Михаиле Саакащвили евроинтеграция (наравне с конфронтацией с Россией) была основной внешнеполитической задачей. В кабинетах грузинских чиновников и на официальных зданиях, непонятно на каких правовых основаниях, вывешивались флаги ЕС.

Новый президент Грузии Георгий Маргвелашвили не отказывается формально от евроинтеграционной риторики, но явно относится к "Восточному партнерству" более сдержанно.

В то же время в Брюсселе есть некоторая усталость и даже разочарование от "грузинского демократического прорыва", требующего все нового и нового финансирования.

Кроме того, внутренний грузинский рынок крайне невелик, поэтому Грузия (в отличие от той же Украины) не особо интересна для экономической экспансии ЕС.

Безусловно, ни Брюссель, ни Тбилиси не готовы заявить, что "Восточное партнерство" на Южном Кавказе фактически провалилось (отказ Азербайджана от соглашения об ассоциации еще одно тому подтверждение), но Грузия совершенно закономерно уходит на обочину этого внешнеполитического проекта ЕС.

Уровень представительства Грузии (соглашение парафировала глава МИД Грузии Майя Панджикидзе, а не президент или премьер) – яркое тому подтверждение.

Экономические итоги Вильнюсского саммита, безусловно, можно считать первой  большой победой Таможенного союза ЕврАзЭС. Последовательное стремление стран ТС защитить свой рынок от вала реэкспортной продукции через территорию Украины и Молдавии резко снизило интерес  Брюсселя к подписанию соглашений об ассоциации, и, как следствие, на саммите не было подписано ни одного такого соглашения.

Самое читаемое
    Темы дня