наверх
24.04.202414:02
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Россия - Украина: без благотворительности

(обновлено: )32
Евросоюз не в силах дать Украине ни экономической помощи, ни займов. Займы могла бы дать Россия, но взамен за реальную интеграцию, на которую Украина не идет под давлением ЕС...

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости, Москва. Заявление президента Дмитрия Медведева о том, что строительство Северного и Южного потоков - дело решенное, положило конец шапкозакидательским настроениям относительно российско-украинского экономического сотрудничества. Никто не может упрекнуть Россию, что она не воспользовалась «окном возможностей», открывшимся с приходом к власти на Украине нового, более прагматичного президента - одних только встреч на высшем уровне было уже семь. Но не стоит забывать и о том, что Виктор Янукович - политик, жестко защищающий экономические интересы своей страны. Кроме того, Янукович прошел свою главную политическую школу в годы правления президента Леонида Кучмы, когда Украина весьма поднаторела в том, чтобы извлекать из ни к чему не обязывающих обещаний дружбы вполне реальные доходы.

Резоны России, толкающие российское руководство на интеграционные проекты, понятны. Если совместить научные, экономические и демографические потенциалы России и Украины, переход к инновационной экономике становится намного легче для обеих стран. Но, увы, Украина торпедировала интеграционные проекты России не только в период правления Виктора Ющенко (после победы «оранжевой революции» в 2005 году таких проектов, кстати, почти и не выдвигалось - надежды на успех все равно не было), но и до него. И при президенте Леониде Кравчуке, и при его преемнике Леониде Кучме применялась одна и та же тактика. Украина сначала вступала в интеграционное объединение или хотя бы обещала серьезно его рассмотреть - в обмен на какие-нибудь льготы. Получив льготы, Киев вдруг сообщал, что налагаемые новым объединением обязательства противоречат законодательству Украины и нарушают ее государственный суверенитет, а потому выполнять их он, Киев, никак не может. Так было с Экономическим Союзом СНГ, договор о котором был подписан при Кравчуке в 1993 году, так было и с Единым экономическим пространством (ЕЭП), соглашение о котором подписывалось с Кучмой в 2003 году. Очень хочется надеяться, что на этот раз та же история не повторится.

Пока что президент Янукович действует в рамках той свободы маневра, которую предоставляет Украине ее долгосрочная политика по интеграции в Евросоюз. Так, в ответ на вопрос журналистов о том, намерена ли Украина вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, министр иностранных дел Украины Константин Грищенко ответил, что Украина в Таможенный союз вступать не собирается, но поддерживает идею создания зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ.

Внешне это несколько напоминает старую тактику «кучмовских» времен, когда Украина выдвигала точно такое же предложение. Тогда при введении ЗСТ, по расчетам Центральноевропейского информационно-аналитического агентства (ЦЕИА), потери России могли составить от 600 млн. до 2 млрд. долларов в год. Зато - при отсутствии согласованной таможенной политики на внешних рубежах зоны свободной торговли - эта самая зона оказывалась очень выгодной для Украины, способной нажиться на «растаможке» потока западных товаров на огромный российский рынок от Белгорода до Владивостока.

Тогда, при Кучме, Россия на введение ЗСТ без таможенного союза не пошла. То есть формально соглашение 1996 года о создании ЗСТ не было отменено, но из него было сделано множество изъятий, количество которых при Ющенко естественным образом возросло. Похоже, «интеграционные» трюки не сработают и на этот раз. На встрече с украинскими деловыми кругами президент Медведев выразился в том духе, что интеграционные проекты будут развиваться «на площадках» ЕЭП и Таможенного союза. Таким образом он оставил открытой дверь для сотрудничества, дав понять, однако, что создавать зону свободной торговли себе в ущерб Россия не собирается.

Возникает вопрос - почему же Украина не вступает в Таможенный союз? Дело тут не просто в злой воле украинского руководства, но и в политике Евросоюза. Интеграция в ЕС, напомним, является приоритетом Украины, а чиновники ЕС много раз предупреждали Киев: любой таможенный союз с Россией поставит крест на украинском членстве в Евросоюзе. Не далее как 26 апреля сего года комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Штефан Фюле в интервью изданию «Коммерсантъ-Украина» высказался по этому вопросу с прямо-таки грубоватой прямотой: «Мне кажется, мы сделали достаточно заявлений и привели достаточно аргументов, поясняющих, что зона свободной торговли с ЕС и Таможенный союз несовместимы». Комиссар Фюле при этом почти слово в слово повторил слова, сказанные в 2003 году его предшественником - комиссаром Гюнтером Ферхойгеном. Тогда тот, услышав о подписании договора по ЕЭП, буквально примчался в Киев, чтобы экстренно объяснить Кучме и бывшему в ту пору премьером Януковичу «серьезные последствия», которые будет иметь для европейских амбиций Украины вступление в таможенный союз с Россией.

Вот такая получается тупиковая ситуация. Евросоюз, занятый тушением финансового пожара в Греции и противопожарными мероприятиями в Португалии, не в силах дать Украине ни экономической помощи, ни займов. Займы могла бы дать Россия, но взамен за реальную интеграцию, на которую Украина не идет под давлением ЕС. Что тут поделать? Скорее всего, придется подождать, пока Россию перестанут воспринимать как «большое зло», большее, чем даже безденежье. Безоглядную благотворительность мы уже пробовали. Она кончилась режимом Ющенко.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

    Самое читаемое
      Темы дня