наверх
19.04.202415:29
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Патриарх Кирилл в Украине. Послесловие к визиту

(обновлено: )3610
Помимо пастырского слова, многочисленных молебнов, которые совершал предстоятель Русской Православной Церкви, особенным смыслом был наполнен ряд, так называемых нецерковных встреч Патриарха.

Андрей Лубенский, Захар Виноградов, корреспонденты РИА Новости, г.Киев

Только что закончившийся визит в Украину Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла стал значительным событием не только для православных граждан Украины, но и в целом стал существенным этапом в развитии эстетики и философии православного мира. Причиной тому - и та обстановка, в которой проходил сам визит, и те вопросы, которые решались и осуждались в ходе визита на различных встречах Патриарха и его близкого окружения с политиками, представителями СМИ и просто прихожанами Русской Православной Церкви.

Помимо пастырского слова, многочисленных молебнов, которые совершал предстоятель Русской Православной Церкви, особенным смыслом был наполнен ряд, так называемых нецерковных встреч Патриарха и руководителей различных отделов МПЦ, в которых ясно и недвусмысленно были раскрыты основы новой философии православной церкви. Прежде всего, это относится к интервью, которое дал в Киеве Патриарх Кирилл на местном, ведущем телеканале Интер на второй день  визита и круглого стола в РИА Новости, в котором участвовали сегодняшние идеологи Православия, входящие в ближайший круг помощников и советников Кирилла, состоявшийся несколькими часами ранее.

Экономика. Взгляд РПЦ на современную финансовую систему

Русская православная церковь (РПЦ) считает неизбежным крах существующей в мире финансово-экономической системы, заявил в Киеве протоиерей, глава синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин.

"Современная финансово-экономическая система обречена на крах - и значит, она должна быть изменена", - сказал Чаплин во вторник, 28 июля, в ходе телемоста "Москва - Киев" в РИА Новости, посвященного итогам первого дня визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину.

По словам протоиерея, эта позиция закреплена в принятом Синодом РПЦ документе, посвященном отношению к мировому экономическому кризису.

Первое в истории заседание Священного Синода Русской православной церкви в Киево-Печерской лавре состоялось 27 июля 2009 года.

"Этот документ (содержит) достаточно смелые заявления. Подвергается сомнению в принципе неотвратимость дальнейшего существования нынешней мировой экономической системы. Более того, говорится о том, что ростовщичество, то есть взимание банковского процента, всегда воспринималось как морально небезопасный род занятий", - сказал Чаплин.

Вместе с тем он отметил, что в документе нет призыва к отказу от использования всех возможностей современных финансовых инструментов, но говорится о необходимости усиления общественного контроля и о нравственном самоконтроле.

РПЦ не дает рецепта изменения существующей финансово-экономической системы. "Но мы убеждены в том, что сегодня и правительства разных стран, в первую очередь стран "большой восьмерки", и глобальное гражданское общество, и религиозные общины должны предлагать параметры пересмотра всех принципов, на которых строится мировое экономическое развитие", - подчеркнул Чаплин.

Он также отметил, что РПЦ говорит об этом уже давно, а сегодня к таким выводам начали склоняться и руководители ряда ведущих государств, так что, возможно, «не за горами и время политических решений".

Патриарх Кирилл тоже говорил в Киеве об аморальности экономики, в которой «торгуют фантиками».

«Кризис показал, что виртуальная экономика, когда деньги зарабатывались не упорным трудом, а делались из воздуха, дальше существовать не может, - сказал Кирилл, выступая в прямом эфире украинского телеканала «Интер». - Такая экономика аморальна».

«Люди привыкли к тому, что деньги можно делать из воздуха. Виртуальная экономика стала значительной частью экономики реальной. Люди зарабатывали сумасшедшие деньги только потому, что они умело торговали фантиками, простите за это не очень политкорректное сравнение пустых и не имеющих ценности бумаг с такими ценными в понимании людей документами, как акции, облигации, курсовая разница валют. Достаточно было вовремя «сбросить» одни акции и купить другие, чтобы получить миллионы, десятки миллионов», - отметил глава РПЦ. Он напомнил, что «кризис - это суд», встряска, в которой нуждаются даже не столько Россия и Украина, «сколько благополучная западноевропейская и американская цивилизация, благополучный богатый мир».

Патриарх считает грехом поддерживать общество потребления. Земля не способна выдержать такой проект. А значит, поддерживать его - грех. И кризис может научить быть бережливыми. Очень важно научиться христианской аскезе - победе над своими страстями, инстинктами», - сказал он.

Очевидно, что Русская Православная Церковь недвусмысленно взяла на себя благородную функцию противопоставить соблазнам  «золотого тельца» новую духовную мораль, нравственные принципы совершенствования духа, особенно востребованные в период глобального мирового кризиса.

Кризис.  Бог и фондовая биржа

Кризис идей проекта «Просвещения», в рамках которого религиозная жизнь и духовные проблемы оттеснялись на переферию жизни человека и общества, сталкивается сейчас и входит в противоречие с общемировой и мощно растущей тенденцией роста интереса к духовному, - считает глава синодального Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. Причем эта тенденция может быть, дает надежду на преодоление и экономического кризиса, переживаемого сегодня человечеством.

«Отрицать наличие этой тенденции было бы наивно. Стоит вспомнить высказывание Питирима Сорокина, который, характеризуя пуритан, заметил, что «по воскресеньям пуритане верят в бога, в остальные дни - в фондовую биржу». И когда мы говорим сегодня о нравственных корнях экономического кризиса, это не просто красивые слова. Когда мы говорим о необходимости религиозной жизни для человека, личной религиозной жизни - для того, чтобы менялась жизнь общественная - это не просто красивые слова, которые священники говорят, так как им по званию это положено говорить. Это есть единственное и необходимое условие изменения общества», - сказал Легойда.

«Потому что в противном случае, если мы остаемся в рамках парадигмы, при которой человек шесть дней в неделю живет одной жизнью, а потом в воскресенье приходит и «отдает долг», и снова до следующего воскресенья забывает об этом, если мы не прочувствуем, что религиозная идентичность - это, говоря языком философов,  предельная идентичность... Не то, кто я по профессии, определяет мое отношение к добру и злу, даже не моя гендерная принадлежность определяет мое отношение к тем вопросам, которые философы называли «проклятыми», но, напротив, моя идентичность вот в этой предельной плоскости определяет, в конечном итоге, и то, какой я профессионал, и то, беру я взятки или нет... », - пояснил он.

Что касается мирового кризиса, то он запрограммирован человеческими пороками. «Экономические модели, которые способны привести мир к выходу из кризиса, есть, - отметил Легойда. - Проблема не в том, что не могут найти экономический выход из ситуации, проблема - во многом - в том, что (доминирует) общество потребления, и отказ от общества потребления связан напрямую с необходимостью для большой группы людей отказаться от того образа жизни, который они вели многие десятилетия. Вот в этом корень экономического кризиса».

О нравственных корнях современных (да и только ли современных?) бед рода людского говорил неоднократно во время визита и глава РПЦ.

"Новая философия бытия обращается не к разуму, а к желудку и кошельку, раскрепощает инстинкты", - сказал Патриарх Кирилл в проповеди во время литургии на месте крещения Святого князя Владимира у Свято-Владимирского собора в древнем Херсонесе. По его словам, это идолопоклонничество, идолы - дают волю инстинктам и страстям человека, "а люди, живущие по закону страсти, - не могут жить вместе", они просто эксплуатируют друг друга...

География. Нет «Российской» православной церкви, есть Русская

Политика и религия часто перемешиваются в восприятии общества, часто по вине не только мирян, политиков, но и иерархов. Особенно яркие примеры такой «политизации духа» можно наблюдать на Украине - в связи с расколом. Можно ли  такое явление считать естественным? На этот вопрос в ходе телемоста «Москва-Киев» в украинском представительстве РИА Новости ответил протоирей Всеволод Чаплин.

«Это (такое смешение) часто бывает в нашем испорченном грехом мире, но это явление все-таки противоестественное, - сказал он. - Когда в духовной области, в религиозной области главным становится фактор политической самоидентификации, фактор партийности, национальности, который всегда разделяет - это плохо. Вера по-настоящему должна объединять людей».

Всеволод Чаплин напомнил, что визит Патриарха Кирилла на Украину - пастырский, что сам Кирилл в нескольких своих выступлениях повторил - «он является Патриархом всей своей паствы, а паства его многонациональная, в разных государствах, имеющая разные политические убеждения...».

«Есть люди совершенно разных, диаметрально противоположных политических убеждений среди чад Русской православной церкви. Так вот, Святейший Патриарх ясно сказал, что он - Патриарх всех, кто относит себя к РПЦ, вне зависимости от цвета паспорта, от политических взглядов, от национальных различий. Это очень важно понимать. Русская православная церковь - это не церковь только Российской Федерации. Слово «Русская» в ее названии относится не к этнониму «русский»... а это слово относится к понятию «Русь», которое является понятием историческим относительно духовной общности людей, в том числе людей разных национальностей, которые чувствуют свою общность, свое единство в рамках традиции Святой Руси, которая родилась здесь, в Киеве, и вобрала в себя под духовным руководством Киева многие народы».

Так что послание дружбы обращено ко всем, в том числе и к тем, кто протестовал против визита Патриарха, отметил протоирей Чаплин, вспомнив о митинге у Киево-Печерской Лавры под незатейливым лозунгом «Геть московского попа!». Он напомнил, что речь идет не о географии, но о духовном единстве, «о единстве общего культурного пространства и православной нравственности».

Протоирей также сказал о «скоротечности жизни политических режимов», особенно очевидной для поколения, пережившего крах Советского Союза - церковь «переживет десятки политических режимов и десятки политических систем, как она уже и десятки пережила».

Между тем политика в Украине недвусмысленно и неформально уже давно и активно вмешивается в жизнь православных.

Справка. В Украине существует каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата и не признанная мировым православием Украинская православная церковь Киевского патриархата, которую возглавляет отлученный от УПЦ МП Филарет Денисенко. Существует также Украинская автокефальная православная церковь, не имеющая особого влияния в стране. Примечательно, что до раскола православной церкви в Украине, Денисенко активно участвовал в делах Русской православной церкви, был местоблюстителем патриаршего престола, и кандидатом на пост патриарха РПЦ. Однако патриарший престол в Москве достался Алексию II, после чего Филарет переориентировался на движение за отделение украинских епархий от Московского патриархата и провозглашение Киевского патриархата. Президент Украины Виктор Ющенко поддерживает отношения со всеми церквами, отдавая при этом предпочтение Киевскому патриархату. При этом он высказывается за создание единой православной церкви на территории Украины.

Для представителей самопровозглашенного Киевского патриархата и сторонников отделения украинской церкви от РПЦ визит московского патриарха стал поводом обвинить русскую церковь в намерении подчинить Украину воле Кремля. Под флагами националистических организаций и оскорбительными для патриарха Кирилла лозунгами В Киеве и ряде других городов Украины прошли акции протеста, которые, впрочем, не имели ни особого успеха, ни какой-либо массовой поддержки населения. Имело место незначительное столкновение между активистами националистов и казаками. Однако все эти факты лишний раз в противовес планам их организаторов, подчеркнули мощь и духовную силу РПЦ. В акциях протеста участвовали единицы, а в молебнах и встречах с Патриархом Кирилла сотни тысяч прихожан.

Тем не мене проблема политизации раскола остается одной из главных и болевых точек для православных Украины.

«Тот факт, что Патриарх Кирилл, несмотря на заявленный «пастырский» визит, встречается с политиками, говорит о том, что от политики все-таки не уйти, - заявил по этому поводу украинский политолог, директор центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев. -  И, на мой взгляд, этот визит будет иметь успех в одном случае - если РПЦ и ее лидеры смогут действительно стать инициаторами нового серьезного, глубокого и неконфликтного диалога. Он даже в большей степени нужен Украине, нежели самой РПЦ. Из года в год в Украине сохраняется (религиозная) конфликтность, которая очень часто обусловлена конфликтностью политической, еще с 90-х годов.

И если РПЦ - как самая крупная, самая влиятельная сила в украинском христианском мире, не справится с этой ролью, то есть реальная угроза того, что вопросы веры и религии станут новыми источниками не только конфликтов между верующими, но и политических конфликтов... К сожалению, они могут стать даже более разрушительной силой, нежели, например, внешнеполитическая тематика, которая несколько лет назад разрывала страну. Поэтому необходимо приложить все силы для того, чтобы не допустить политизации взаимоотношений церковных, а, наоборот, придать этому диалогу духовный характер, характер неполитический».

Взаимоотношения в православии. Единство при самостоятельности

В Украине тема религиозного, вернее внутрицерковного раскола уже давно стала одной из ведущих при обсуждении политической и социальной ситуации в стране и обществе.  На этот счет имеется немало домыслов и откровенных спекуляций.

«Украинская православная церковь является самоуправляемой церковью в составе Московского Патриархата подчеркнул протоирей Николай Балашов. - Все решения, касающиеся внутренней жизни, она принимает совершенно самостоятельно - и это естественно, поскольку она живет в сувереном независимом государстве, в котором большинство населения является верующими православными. Церковь сильная, у нее много епископов, епархий, монастырей, духовных учебных заведений - я думаю, что (их) хватило бы, может быть, даже на несколько маленьких миниатюрных поместных церквей, которые существуют, скажем, в грекоязычном мире.

Церковь, которая, вместе с тем, глубоко дорожит своим единством со всем тем обширным пространством, которое выросло в результате события, произошедшего 1021 год назад здесь, на берегах Днепра. Вот для церкви в Российской Федерации, в Беларуси, в Молдове, во многих других местах Киев навсегда остается матерью, местом рождения этой великой цивилизации восточнославянской».

Балашов также опроверг информацию, распространяемую некоторыми украинскими политологами, политиками и СМИ о том, что будто бы деньги УПЦ «уходят в Москву».

«Это абсолютная неправда. Ни копейки денег церковная Москва от церковного Киева никогда не получала с тех пор, как Украинская православная церковь получила права самоуправления. Все ресурсы, которые у нее имеются, УПЦ направляет исключительно на решение своих собственных задач на территории Украины». 

Тезис о самостоятельности УПЦ поддержал Владимир Легойда: «Все время говорят, что вот каким-то образом Русская церковь влияет (на украинскую церковь) и так далее... Но даже просто с точки зрения формальной логики еще раз обращаю ваше внимание на то, что УПЦ совершенно самостоятельна в принятии каких-то решений - в назначении епископов, например. А вот, скажем, выборы Патриарха, которые недавно происходили. У нас, если не ошибаюсь, около трети епископата, может, чуть меньше, но существенная часть, украинская... Просто нужно понимать, каково реальное положение вещей, а оно совершенно не такое, каким оно часто рисуется в светских СМИ, в светском представлении».

Политология. Церковь и «кризис доверия»

Многие церковные организации в современном мире переживают «кризис доверия», считает Андрей Ермолаев. По его словам, с одной стороны, наблюдается кризис картезианского сознания, отчего во многих современных обществах возник запрос на новую веру - «но веру практичную, веру эффективную, дающую возможность по-новому организовать жизнь». Тогда как православная церковь не слишком активно действует в этом направлении, в частности, не демонстрирует большой активности «в борьбе с социальными язвами общества».

«Поэтому такой мощный (расцвет) в последние два-три десятилетия разнообразных, часто спекулятивных организаций, которые используют запрос на веру, в том числе, как бизнес», - отметил политолог. В то же время, по его мнению, не все церкви смогли найти ответ на вопрос, как помочь человеку, который ищет правильной веры. И в этом большая проблема, в частности, для Украины, где наблюдается просто потрясающая динамика роста альтернативных церквей», которые делают ставку не на традиционный ритуал, но на эффективные общественные практики, на организацию жизни общин - чего «нет в современной православной церкви».

С этим не согласился протоирей Николай Балашов. «Говорить о каком-то глубочайшем кризисе, который церковь переживает, все это кажется мне настолько странным, настолько далеким от жизни!», - сказал он, добавив, что только что в Лавре видел тысячи верующих.

«О каком кризисе можно говорить? Если бы церкви запустели вдруг, раньше были бы наполнены, а сейчас стали бы пустыми... Украинская православная церковь остается самой динамично растущей из всех религиозных организаций на Украине», - отметил Балашов, сославшись при этом на данные государственной статистики.

«Эффективность в борьбе с проституцией и социальными язвами? Ну, можно подумать, что общество наше - в Российской Федерации, на Украине - десятилетиями воспитывалось в духе православного благочестия! У нас (будто бы) детей с детского сада и со школы учили православной вере и нравственности, а они, тем не менее, вот такие безобразные - проституция и социальные язвы... Дайте возможность церкви позаниматься в течение какого-то времени своей работой по нравственному воспитанию детей, и я думаю, что обстановка в обществе в целом будет становиться более здоровой, как, несомненно, более здоровой она является сегодня в кругу православных общин, православных приходов (нежели вне их), мы там видим совсем других людей, людей с другим целеполаганием, которые реально живут нравственной жизнью», - сказал протоирей Балашов.

Но не все так просто, считает эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко. Он напомнил, что социальные язвы, например, в Киеве, существовали и тогда, когда Киев «вне сомнений являлся официальным центром православия».

Представляется, что вопрос о роли церкви в организации жизни современного общества и о потенциале ее влияния на происходящие процессы далеко не закрыт и не может исчерпываться подсчетом количества прихожан. Ведь общество оценивает церковь не с количественной точки зрения.

Визит. Информационное пространство

Многие СМИ искренне стараются адекватно представить позицию православной церкви и показать то, что является главным в визите Патриарха Кирилла на Украину, отметил глава синодального Информационного отдела РПЦ Владимир Легойда.

«Мне очень часто задавали вопрос, а что Патриарх будет делать на Украине? И я отвечал: молитва, встречи с паствой... А мне говорили - это понятно, но что делать-то будет? Тут пытаешься объяснить, что для пастыря молитва и обращение к святым является главным, ничего важнее быть не может. И когда мы имеем возможность благодаря каналу «Интер» в прямой трансляции богослужения проводить, это, конечно, вселяет большую надежду, что послание, с которым Святейший Патриарх приехал, дойдет до большого количества людей», - сказал Легойда.

«Поэтому мы с осторожным оптимизмом наблюдаем за тем, что происходит в информационном поле, хотя, конечно, видим и то, что существуют попытки представить маргинальные точки зрения в качестве «мэйнстрима», в качестве некоей общенародной позиции. Но это, конечно, не выдерживает никакой критики», - констатировал  он.

Свои соображения о состоянии информационного сопровождения визита Патриарха высказал Константин Матвиенко. По его мнению, украинские СМИ все же не столь много внимания уделили содержанию пастырского послания, а вот о протестующих писали много.

Политолог также обратил внимание на поведение украинских политиков, которые - и это хорошо было видно в телевизионной «картинке» - считают, по-видимому, что они и в церкви «равнее других». Казалось бы, это вопрос к политикам, но ведь и церковь этого как бы «не замечает»...   

Вопреки заявлениям некоторых украинских СМИ о невысокой посещаемости богослужений с участием Святейшего Патриарха Кирилла, первые дни его пребывания в Украине показали высокий интерес украинского народа к пастырскому визиту предстоятеля РПЦ.

В частности, этот интерес подтверждается беспрецедентно большим количеством телезрителей, которых привлекали трансляции с участием Патриарха. В среднем, такие трансляции посмотрел каждый четвертый взрослый зритель Украины. Благодаря украинскому телеканалу «Интер», который был главным информационным партнером визита, свидетелями каждого из этих событий стали от 3,6 до 6,2 млн. человек. Суммарно зрителями трансляций стало более 10 млн. 700 тыс. человек.

В настоящий момент, как утверждают эксперты, такой зрительский интерес является беспрецедентным для Украины.

Визит. МВД считает православных врагами Украины

Несколько слов о самом визите Патриарха Москвовского и Всея Руси на Украину, точнее, о той ситуации, в которой он проходил. По словам главы МВД Украины Юрия Луценко, поездка проходит спокойно, а милицией предприняты беспрецедентные меры по обеспечению порядка.

«Приезд Патриарха Кирилла происходит в достаточно спокойной обстановке с точки зрения правоохранительных органов, хотя в чрезвычайно напряженной политической обстановке», - сказал Луценко на пресс-конференции в Киеве в четверг, 30 июля.

«На охрану общественного порядка задействовано... беспрецедентное количество сотрудников милиции, это в целом около 6 тысяч человек. Такие меры безопасности сопоставимы только с мерами безопасности во время визита президента США Буша, у него тоже было около 6 тысяч человек в охране (порядка). Других таких случаев я не припомню», - отметил министр. По его словам, благодаря этому, а также «благодаря высокой политической и моральной культуре украинских граждан» визит Кирилла в Киев «закончился нормально». Поездка Патриарха в Донецк, Симферополь и на запад страны также прошла без каких-либо эксцессов.

Единственный инцидент в Киеве (стычка сторонников и противников визита Кирилла на Украину у подножия Владимирской горки) не повлечет за собой никаких последствий для участников и зачинщиков - глава МВД Украины не усмотрел в этом происшествии повода даже для привлечения их к административной ответственности.

В то же время Луценко допустил весьма странные, как для министра внутренних дел, высказывания. Он напомнил, что дальнейший путь главы РПЦ пролегает на Западную Украину (Патриарх планировал визит на территории Ровенской, Тернопольской, Волынской областей).

В связи с этим министр обратился к жителям Западной Украины, призвав их, «несмотря на явную политическую эксплуатацию визита Патриарха Кирилла со стороны руководства Партии регионов», продемонстрировать высокую моральную выдержку и культуру - «назло врагам нашей державы». При этом глава МВД Украины не уточнил, кого он считает «врагами державы». Но еще раз отметил, что, по его мнению, визит пастыря «практически приватизирован Партией регионов».

«Назло нашим недругам (надо) показать, что мы имеем высокую европейскую культуру, даже протестуя и высказывая ту или иную точку зрения. Это мое личное и даже служебное обращение ко всем, кто готовится к акциям протеста, к выражению своей оценки визита Патриарха», - сказал Луценко.

На этот призыв министра  последовала реакция парламентариев. Депутат ВР от Партии регионов Юрий Мирошниченко заявил, что он обратится с депутатским запросом в Генпрокуратуру, поскольку, по его словам, «глава МВД использовал... лексику противостояния, фактически назвав врагами миллионы православных Украины».

Визит. Что останется?

Безусловно, визит Патриарха в Украину стал знаменательным событием и для страны, и для православных, и для представителей других религиозных  течений и вероисповедований страны. Можно определенно сказать, что этот визит имел несомненно высокое значение в целом дне только для верующих, но м всего светского украинского общества. Как впрочем и для всех его зарубежных наблюдателей. Прежде всего, Московский Патриархат устами Кирилла  четко и недвусмысленно заявил о единстве Русской православной Церкви, независимо от политических и географических границ.

Русская Православная Церковь достаточно подробно в выступлениях иерархов церкви и ее идеологов из Московского Патриархата определила новые духовные основы формирования посткризисного общества. Во всяком случае, были озвучены те принципы,  которые, как считают в Московском Патриархате, должны стать моральными основами этого общества.

В третьих совершенно определенно  можно говорить об огромной, многомиллионной поддержке Русской Православной Церкви в Украине.

В четвертых визит Патриарха во многом стал сближающим  для россиян и граждан Украины в нынешней, новейшей истории взаимоотношений двух государств.

"Понятно, что задачи поездки Святейшего Патриарха лежат вне политики, вместе с тем, результаты визита, безусловно, внесут позитивный вклад в дальнейшее развитие российско-украинских отношений", - заявил спикер Госдумы РФ Борис Грызлов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

    Самое читаемое
      Темы дня