наверх
22.08.201700:43
Курсы валют НБУ
  • USD25.780.00
  • EUR30.420.00

ОДКБ сплотилась вокруг России

(обновлено: )0
В ОДКБ входят семь государств СНГ- Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Они предостерегли НАТО от расширения на восток и размещения ПРО вблизи зоны своих интересов.

Никита Петров, специально для РИА Новости

На минувшей неделе завершилась череда саммитов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят семь государств Содружества Независимых Государств - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Сначала в Ереване прошло заседание секретарей Совета безопасности стран-участниц, затем в Москве собрались министры иностранных дел, а после них - президенты. Само собой, одной из главных тем была недавняя война на Кавказе. Декларация, которую приняли союзники по Организации, выдержана в достаточно резких и четких выражениях.

Главы семи государств выразили серьезную озабоченность действиями Грузии в Южной Осетии. Они полностью поддержали Россию, которая вступилась за своих миротворцев и граждан, проживающих в Цхинвале, Джаве и их окрестностях. А так же предостерегли НАТО от расширения на восток и размещения ПРО вблизи зоны своих интересов, призвали отказаться от «доминирования одного государства, возложившего на себя функцию по формированию единого миропорядка». Кроме того, объявили о планах наращивания военной составляющей Организации. 

Москва может считать итоги этих саммитов для себя абсолютно успешными. В  августе на встрече руководителей ШОС формулировки по поводу жесткого отпора, который дала российская армия грузинской агрессии в Южной Осетии, были довольно расплывчатыми, хотя в них и содержалась мягкая поддержка России. Главы многих государств «оглядывались» тогда на позицию США и европейских стран, которая на тот момент по разным причинам, в том числе и из-за отсутствия достоверной информации о том, кто был зачинщиком кровавой бойни в Цхинвале, была еще целиком на стороне Тбилиси.

К 5 сентября все больше и больше иностранных журналистов, представителей ОБСЕ и ПАСЕ, Международного Комитета Красного Креста, других международных организаций посетило Южную Осетию. Они своими глазами увидели разрушенные и сожженные снарядами  реактивных систем  залпового огня, тяжелой артиллерии и танков южноосетинские города и села. Поговорили с выжившими под тем огнем людьми. Правда о варварстве и зверствах грузинской армии стала общедоступной. И повторение тех  «дипломатических выражений», которые прозвучали в Душанбе, могло показаться уже неискренним и недостаточным.

Обтекаемых фраз в декларации саммита ОДКБ и не появилось. А заявление президента России Дмитрия Медведева на последовавшей затем пресс-конференции: «Партнеры по ОДКБ дали однозначно негативную оценку действий Грузии в Южной Осетии. У нас состоялся продуктивный, честный, прагматичный разговор. Мы продемонстрировали новое качество координации и при необходимости готовы впредь жестко отстаивать свои интересы», никто не оспаривал. Так же, как его следующую фразу: «Конфронтация - не наш выбор. И этим все сказано».

Правда, многие наблюдатели заметили, что, вопреки ожиданиям, массового признания независимости Южной Осетии и Абхазии со стороны государств-участников ОДКБ на саммите в Москве не произошло. Дмитрий Медведев сказал, что руководители стран «семерки» сами будут определяться в этом вопросе, «руководствуясь национальными интересами». Они действительно у всех могут быть разными. Например, Армения вряд ли готова признать независимость бывших автономий, пока не решен вопрос с Нагорным Карабахом. Обострять отношения с Баку и едва-едва сдвинувшиеся с мертвой точки отношения с Турцией ей ни к чему. К тому же через грузинскую территорию проходят основные пути снабжения Еревана углеводородами и электроэнергией, транспортные потоки. Опять оказаться в блокаде республике не стоит. Да и нет такой срочной необходимости в признании.

Другое дело - Россия. Для нее признание суверенитета Абхазии и Южной Осетии было принципиальным. В Москве понимали, что после разгрома грузинской армии, Тбилиси, конечно же, выйдет из операции по поддержанию мира в Абхазии и в Южной Осетии. Миротворческая группировка из-за действий одной из сторон конфликта развалится. И для того, чтобы она на международно-правовой основе сохранилась, нужно будет заключать двусторонний договор о защите между Москвой и Сухуми, между Москвой и Цхинвалом, размещать там российские войска, как гарантию безопасности этих республик. Такой двусторонний договор можно подписывать только с независимыми государствами. И в Кремле приняли это непростое решение.

Страны ОДКБ пока не собираются размещать свои воинские контингенты ни в Южной Осетии, ни в Абхазии, им с юридическим признанием суверенитета той и другой республики торопиться ни к чему. Фактически они и так признают его,  закрепив в декларации московского саммита солидарную позицию по вооруженному конфликту в Закавказье. «Нельзя противопоставлять свободному волеизъявлению народов военные пути решения. Никому не позволено убивать людей, уничтожать миротворцев, которые находятся на основании международного мандата, безнаказанно. Последствия наступят - и очень жесткие», - заявил президент России Дмитрий Медведев. И в этом с ним были согласны все главы стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности.

Но, наверное, было бы не совсем правильным говорить только об одной составляющей Московского саммита ОДКБ - однозначной поддержке решительных действий Москвы в Южной Осетии и резком осуждении грузинской агрессии, хотя это и было главным результатом работы глав государств «семерки». Очень важно сказать и о тех решениях, которые были ими приняты, помимо декларации. А они тоже весьма значимы.  Среди них - утвержденный план по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 годы, принятая программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности и решение усилить меры по борьбе с наркотрафиком в рамках ОДКБ.

И что еще очень важно - лидеры семи государств Содружества договорились, как мы уже упоминали, укреплять военный компонент ОДКБ. «Без укрепления военного компонента организация развиваться не может, - заявил Дмитрий Медведев. - Это совершенно очевидно. На ОДКБ лежит особая миссия, хотя организация и молодая».

Военное сотрудничество Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана будет строиться на «трех китах». Первый - организация и проведение совместных мероприятий оперативной подготовки органов управления и боевой подготовки вооруженных сил стран-участниц в целях достижения их оперативной совместимости. Формулировка - длинная, но для военных людей, которые работают в ОДКБ, очень конкретная. Все свои мероприятия по укреплению боевого содружества они будут планировать и проводить совместно.

Второе направление - формирование миротворческого контингента Организации. Не исключено, что в перспективе, после признания независимости Южной Осетии и Абхазии странами-участницами ОДКБ, а этого никто не исключает, участвовать в операции по поддержанию мира на их территории смогут и другие страны Содружества, не только Россия. Впрочем, ОДКБ признана Организацией Объединенных Наций, и ее воины, по решению Совета безопасности ООН, могут принимать участие в миротворческих операциях не только на просторах СНГ, но и за ее пределами.

И третье - разработка нормативной правовой базы формирования, функционирования и развития объединенной системы ПВО ОДКБ. Такая система уже существует, но она пока не утверждена законодательными актами стран-участниц, что не позволяет создать единый командный центр, где решение принимались бы, как этого иногда и требует ситуация, без долгого согласования со столицами семи стран.

В секретариате ОДКБ уверены, что итоги Московского саммита глав государств-участников Организации послужат дальнейшему сплочению военного и политического потенциала союзников.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

    Темы дня