наверх
20.11.201702:26
Курсы валют НБУ
  • USD25.780.00
  • EUR30.420.00

Романа Ярощак. Рисовать и жить так с юмором

(обновлено: )6731
3 апреля в Страсбурге в S&L Galerie открылась выставка картин киевлянки Романы Ярощак. Молодая художница работает в жанре графики. Рома определяет свое творчество как «графика-юмор».

3 апреля в Страсбурге в S&L Galerie открылась выставка картин киевлянки Романы Ярощак. Молодая художница работает в жанре графики. Рома определяет свое творчество как «графика-юмор» в стиле «ромизм». В свободное от творческой жизни время Рома работает выпускающим редактором в украинском представительстве РИА Новости. Как наверное и положено художнику она пытается донести картины будней через преломление собственного «я», собственного видения повседневной жизни. Что же определяет этот жанр «графика-юмор»? Отражение собственного миропонимания, или просто попытка взглянуть на мир с улыбкой?

Романа, Вы определяете свой жанр как «графика-юмор», «ромизм» (насколько я понимаю это ваш неологизм). Что Вы вкладываете в это понятие?

Свою работу я определила бы как рисование в жанре «юмор и сатира». А стиль называю «ромизмом», потому что не знаю к какому направлению его отнести. К чему он больше подходит? От искусствоведов я не услышала однозначного ответа. Возможно, я их мало видела. Мне кажется, что я рисую и творю максимально просто. Проще уже некуда. Вот и назвала то, что я создаю тоже без особых сложностей - «ромизм».

 

Выставка Романы Ярощак. Картина \

Хорошо, а чье творчество, или какое направление Вам ближе, с точки зрения мироощущения, миропонимания?

Творчество? Я бы скорее говорила о литературе. Я очень люблю Франца Кафку и Михаила Булгакова, Марка Твена. Кстати Кафку мне читали моя мама и тетя еще в раннем детстве (Наверное, тогда во мне все и перевернулось). В его книгах я понимаю абсурд мира, который он так точно описывает. Понимаю авторское «Я», как маленького несчастного человека. И эта лавина стечения абсурдных и независящих друг от друга обстотельств, из которой без жертв, как минимум, не выбраться.

И еще я очень люблю кино. Особенно старые фильмы, в частности, итальянское кино 60-х. Фильмы Марка Захарова нравились всегда. Люблю режиссеров Квентина Тарантино и Питера Гринуэя. Такое вот «дикое» соединение всего и сразу.

Ну а из художников?

Здесь сложнее. Я не чувствую, что знаю их достаточно. В юности мне нравился Гоген. Причем чисто по-человечески из-за того, что он начал рисовать в зрелом возрасте и по велению души. Я тогда еще сама не начинала, но это было не за горами. Выбор Гогена казался мне воплощением мужества. Потом я изучала его биографию и узнала, что он изображал, чуть ли не «классические сюжеты» или скажем сюжеты еще со времен Древнего Египта. А я наивно считала, что он все брал из головы. Еще меня очень впечатлило творчество Михаила Шемякина. И тоже его биография. Также очень нравятся Пиросмани и Модельяни.

Вообще меня привлекают художники, по работам которым можно понять автора, что он думает, как и чем живет.

А если вернемся к вашим работам. Как я понимаю, Вы рисуете, используя юмор, а что Вы стремитесь описать в первую очередь? Окружающий Вас мир, человека в окружающем мире? В чем Вы вообще видите свою задачу как художника?

Мне интересно наблюдать и понимать человека или животных. Характер, мысли, мечты и разочарования я хочу показать. Но при этом не хочу акцентировать внимание на негативе, а наоборот, пытаюсь найти смешные стороны. Вызвать улыбку или смех сквозь слезы.

Хочу, чтобы зритель улыбнулся и просто задумался, хоть на минуту, не важно о чем

об увиденном или о чем-то своем.

Выставка Романы Ярощак. Картина \Вот Вы упомянули, что полюбили Гогена за то, что он отважился рисовать в зрелом возрасте. Вы сами когда начали рисовать?

Собственно рисовать я начала в двадцать. Если не считать, что до 9-го класса я училась в средней школе, с художественным уклоном. На практике это выглядело так - мы имели больше уроков рисования. То есть больше времени уделяли рисованию космоса, «как я провел лето или зиму» и открыток на 8-е Марта, на 1, 9 Мая, но вскоре девочек послали вышивать, а мальчиков - выжигать. Потом, я сменила школу и делала вид, что раз в неделю хожу на кружок художника-оформителя при новой школе. Нет, нас там не учили ни маслом писать, ни рисовать портреты. Мы делали, например папье-маше и прочее.

Причем  я много прогуливала. Гуляла по улицам родного Львова (а жила я в самом центре), в Стрыйском парке, по площади Рынок, по улице Армянской, общалась с людьми.

Во многом коренных львовян формируют брамы. Мы их трепетно любим. Львовские брамы, не совсем подъезды: с городских мостовых они ведут вас не просто в квартиру, но и во внутренний двор, где деревья, кошки, футбол, сушка белья и сплетни соседок - в общем внутренний мир каждого дома, его жителей. Как видите, тогда я не рисовала, за исключением школьного минимума. Помню, сделала косметичку для женщин. Вышло: закрытый глаз с толстыми ресницами - ручками, чтобы убодно было открывать. Рисовать стала на третьем курсе Украинской академии печати, где получала специальность редактора научно-информационной литературы.Выставка Романы Ярощак. Диптих \

А почему Вы стали рисовать?

Импульсом для рисования послужило, как мне теперь стыдно признаться, очередная ссора с мамой. Я ее не понимала, она меня. Ну - это классика. Я хотела все делать по-своему в силу юношеского максимализма, она запрещала. Я вообще удивляюсь, как родители меня вытерпели.

Ну, вот мы поругались. Я в эмоциях схватила какую-то бумагу и начала рисовать. Потом акварелью раскрасила. Ну и поехало. Первая работа называлась «Сфинкс» и по цветам она мало похожа на мои дальнейшие работы, но по переплетению линий - да.  А вот вторая работа называлась «Ведьма» и по цветам уже показывала мой выбор - яркие краски- красный, черный, зеленый. Рисовала на всем, на чем придется. Как это не смешно, но и на картонках от колготок. А на защите своего диплома, так долго сидела и ждала своей очереди, фамилия моя ведь на букву «Я», что не выдержала оторвала листок от дипломной и набросала «Любовь к другу».

Сначала я смешивала акварель с гуашью, чтобы добиться яркого и чистого цвета. Потом я перешла на темперу и добралась до акрила.

Ваше мировосприятие, оно меняется? Как это отражается на вашем творчестве?

Мировосприятие? Возможно, я становлюсь мягче по отношению к людям. Хотя не могу это утверждать на  сто процентов. А как Выставка Романы Ярощак. Картина \отражается на творчестве...я наверное не найду сейчас слов.

Сейчас мне хочется немного поэкспереминтировать с цветовой гаммой. Сменить свои фиолетово-оранжево-красные пристрастия на коричнево-зелено-бордовые.

Как складываются отражения с коллегами по цеху? Кто-то Вас поддерживает морально?

Мне часто помогали и советом и добрым словом. В Польше художник Томаш Жезник, например, делился со мной тем, какие кисти и для чего лучше использовать, как делать грунтовку. Его коллега, фотограф,  Роберт Синькевич  посоветовал принять участие в Сатириконе (международный сатирический конкурс). И он был прав - я получила на нем номинацию.

Конечно же и мои львовские знакомые. Меня очень поддержал известный украинский скульптор, карикатурист и график Олег Дергачев. Я много общалась с художниками Ольгой Войтович, Иваном Твердуном, Владимиром Стецулой, Сашей Савченко. Общаюсь и с москвичами Лаймой Года и Петром Козловым, мы поддерживаем друг друга общими взглядами на жизнь.

Где можно увидеть Ваши работы?

До 25 мая экспозиция в Страсбурге. А там посмотрим. Соберусь с мыслями, закончу начатые работы и возможно выставлюсь еще раз в Киеве.

    Темы дня